Все борются за власть — мы боремся за жизнь.

Зелёная идеология: Со страниц книг в массы

Сергей Беличенко
Как все великие идеи, зеленая идея пришла в мир через литературу. В 1960-х годах свет увидела книга Жана Дорста «До того как умрет природа». В этой книге впервые появился анализ современной разрушительной системы хозяйствования и дан пугающий прогноз на будущее. Книга имела оглушительный успех.
 
Вслед за этим произведением свет увидели творения Фарли Моуэта, Джой Адамсон, Джеральда Даррелла и многие других писателей и мыслителей.  Как и Жан Дорст в своих работах они ярко  описывали проблемы разрушения окружающей среды и трагедию исчезновения отдельных видов животных. Но они были не только активистами  и пропагандистами, но и  добивались конкретных результатов в своей деятельности: создавали зоопарки для сохранения вымирающих видов, отрабатывали технологию реинтродукции животных в природную среду, осваивали общественные формы ненасильственного сопротивления наиболее разрушительным проектам. Сейчас уже можно утверждать, что они заложили начало переосмысления  отношений человека с природой,  места человека на Земле, его ответственности перед поколениями.  
 
Большинство книг на «зелёную» проблематику было переведено и издано в СССР. Хотя некоторые, в частности, произведение Жана Дорста, и вышли со значительными купюрами. Кстати, следует отметить, что развитие «зелёных идей» в нашей стране не отставало от Запада. Ещё в 1924 году было создано Всероссийское общество охраны природы, которое функционирует и по сей день. Именно благодаря позиции отечественных активистов – экологов, в том числе из Всероссийского общества охраны природы, была остановлена разработка проекта переброски северных рек в южном направлении.
 
Но вернёмся к эпохе 60-х, времени формирования «зелёной» идеологии. Сегодня нелишним будет вспомнить, что вплоть до конца 60-х годов, до появления плеяды экологически ориентированных мыслителей и писателей с их концепцией бережного отношения к природе, идею человеческого прогресса понимали как поступательную победную войну против стихийных сил природы. Вспомним лозунг  Ивана Мичурина: "Мы не можем ждать милости от природы...", который был записан во все советские учебники. Но, так как Мичурин мыслили не только в СССР, но и на Западе.  Там, как и у нас, любые неразрушающие способы хозяйствования рассматривались как пережитки дикости. Сам неразрушающий уклад и люди, которые жили в гармонии с природой, подлежали искоренению как нецивилизованные. Вспомним, что от усилий цивилизаторов погибли целые народы, миллионы людей.
 
Как бы то ни было, к концу 70-х годов ХХ века зеленые писатели и мыслители полностью дискредитировали в массовом сознании идею непримиримой  борьбы с природой. Они сформировали моду на зеленые идеи. Можно утверждать, что вся социальная активность в этом направлении возникла именно как результат коренного изменения массового сознания под воздействием зелёных идей.
 
Нельзя не отметить, что другой мощный импульс в развитии зеленого движения дал европейский экологический кризис 60- 70 годов. От лондонского смога гибли тысячи людей, кислотные дожди превращали европейские леса в пустыни и растворяли итальянские дворцы и скульптуры, а водой из Рейна можно было проявлять фотопленку. Такие масштабы катастрофы заставили общество объединиться и принять результативные меры по защите природной среды, поставив во главу угла именно зелёную идеологию.
 
В итоге к концу 70-х в Европе отрицать зеленые идеи стало почти что неприлично. И если еще в 60-х акции Гринписа почти никто бы не воспринимал, то в 80-е к ним было приковано внимание ведущих СМИ. Как следствие, зелёные идеи ввиду их популярности у избирателей, появились и в программах и повестке политических партий.
 
Слиянию зелёных идей с политикой способствовала и так называемая «университетская революция 68 года», которая сильно поменяла весь политических ландшафт Западной Европы и Америки. Движущая сила этих волнений, студенты, добавили к зелёной идеологии и социальные аспекты – пацифистские и феминистские идеи. Уже позже к ним добавились ультра либеральные воззрения на необходимость защиты сексуальных меньшинств. Именно так очень неоднородная «Зеленая идеология» постепенно стала приобретать  современные очертания.
 
Бунтари и анархисты выросли и остепенились и быстро  стали основой западного образованного класса. Появились активисты, которые создали множество  самых разных природоохранных организаций, от романтических и анархических, до экстремистских. Были созданы журналы, кафедры университетов, фонды, специализированные лаборатории. Стали появляться партии и фракции в парламентах практически всех развитых стран. Были подписаны международные конвенции и сформированы целые пласты международного права.
 
В настоящее время зеленые идеи объединяют самые разные движения и инициативы, не только экологические. Попробуем их перечислить:
 
- Экологическое движение, представляющее из себя собственно протест против загрязнения среды, при котором происходит  необратимая  деградация природных сообществ;
 
- Пацифистское движение за мир, разрядку, разоружение, против службы в армии;
 
- Движение за сохранение местной среды. При чём под средой понимается не столько природа, сколько весь местный уклад, местные традиции, местные продукты;
 
- Феминистское движение;
 
- Анархическое движение, ставящее в том числе цель минимизировать влияние государства на отдельных людей до возможного минимума;
 
- Движение за либерализацию "прав личности", отстаивающее права меньшинств, добивающееся либерализацию легких наркотиков, абортов, права на захват пустующих земель и строений.
 
В разных зеленых организациях эти течения могут быть представлены в разной пропорции. В нынешнем состоянии все они в разных формах либо присутствуют в составе зеленых фракций и групп, либо пользуются солидарностью с ними по ключевым вопросам. Собственно, как мы видим, зеленая идеология объединяет  очень различные организации, как-то общественные, международные, политические.
 
Но теперь рассмотрим основы, на которых может быть построена зелёная партия. Для этого вспомним, что целью политические партии является влияние на политику государства.  Политические цели зеленых можно отнести к умеренным левым (с точки зрения деления на «левые – правые» в западной, но не российской политологии), с яркой экологической спецификой.
 
В чем же заключается основные политические положения зеленых, разделяемые всеми зелеными партиями и движениями? Ответим - в современной экологической политике можно выделить четыре основных ключевых принципа "четыре столпа Зеленой партии":
 
 
 
1.Требование сменить  направление  развития общества. Подчеркну, что сейчас таким направлением является  обеспечение максимального роста потребления любой ценой. В перспективе, на наш взгляд, этот путь уверенно ведет нас к гибели. Зеленые предлагают  поменять это направление на концепцию устойчивого развития, когда сохранение среды входит в число главных целевых показателей.
 
Очевидно, всегда можно найти такой способ хозяйствования, при котором среда, в которой такое хозяйствование происходит, не будет подвергаться необратимой деградации.  Даже можно построить такое хозяйство, которое постепенно будет эту среду улучшать по сравнению с положением на сегодня. Говоря словами академика Дмитрия Львова, у хозяйственной деятельности всегда есть «коэффициент вредного действия» и его можно и нужно минимизировать. При это далеко не факт, что рост потребления будет при такой оптимизации сильно замедляться. По крайней мере, есть экономики, в которых при учете требований устойчивого развития, темпы роста остаются по европейским меркам достаточно высокими,  например в Голландии,  Дании и Германии. Главный результат этого опыта европейских коллег заключается в том, что зеленые методы хозяйствования не требуют в качестве инвестиций намного больших средств, но требуют постоянного контроля и внимания к мелочам.
 
2. Вторая базовая идея – это ненасилие, подразумевающее последовательное претворение принципа ненасилия, как внутри страны, так и за ее пределами. Последовательная  борьба за мир. На Западе эту идею приписывают Ганди, хотя радикальный отказ от насилия в мировую культуру  привнес Лев Толстой. Значительная часть писем Толстого к Ганди именно об этом. Суть принципа состоит в том, что двигаясь по пути насилия, можно только преумножить   зло. Даже подготовка к насилию, гонка вооружений, делает мир хуже. С военным производством появляются слои, заинтересованные в напряженности – а далее необходим лишь повод. Производство вооружения ставит завесу секретности, поэтому   общественного контроля за экологическими последствиями военного производства никогда не бывает. Война – это не только трагедия людей, это всегда  и экологическая катастрофа. Милитаризм в мировом масштабе отбирает ресурсы у бедных и тратит их на производство вооружений.
 
В применении к природной среде принцип ненасилия тоже приносит ощутимые результаты. Оказалось, что если ограничить активность по преобразованию естественного ландшафта, то экономический результат оказывается более устойчивым при меньших рисках. Не вкладывая огромных средств в разрушение природного ландшафта и строительство искусственного,  можно добиться значительного большего качества жизни и роста экономики. Бонусом является отсутствие длительных неудобств крупного строительства;
 
3. Низовая демократия (ценность многообразия общественных форм) это принцип, согласно которому у каждого местного сообщества, есть свои особенности жизни, которые с местного уровня более понятны и на этом уровне их можно решить эффективнее и дешевле.  Поэтому, всё, что можно децентрализовать, нужно отдать на усмотрение местных выборных органов. Другое название этой идеи  - "низовая демократия". Она предусматривает снижение роли вертикальных общенациональных механизмов управления, в пользу региональных и местных, соответствующее перераспределение финансовых потоков и бюджетных полномочий.  Все сообщества должны иметь свои права, начиная с самых малых общин, как-то дом, улица, квартал, микрорайон, район. В центр нужно передавать только те функции, которые могут осуществляться только в центре, такие как политическое устройство, армия, безопасность, валюта, внешняя политика. Минимум указаний сверху, и максимум возможностей распоряжаться местными ресурсами дают лучший эффект, и не воспринимаются как насилие сверху. Этот  принцип широкий. Например, всё, что не вредит обществу явно, нельзя запрещать. Отсюда признаваемая всеми европейскими зелеными толерантность к меньшинствам и легким наркотическим веществам, последовательная декриминализация всего, что не представляет общественной опасности. В условиях  России эти тезисы пока принимают неоднозначно.
 
Характерно, что зеленые партии ценят разнообразие и в своих рядах и поэтому не настаивают на так называемом "демократическом централизме". Члены партии не клянутся при вступлении в верности своему ЦК, отступления от руководящей линии обсуждается, но не наказывается.
 
4.Социальная справедливость. Эта идея присутствует у всех левых.  У коммунистов даже был принцип «от каждого по способностям…».  Мы помним как это выглядело на практике. Левое направление в политике под справедливостью обычно подразумевает государственную систему распределения благ. При этом государство отбирает эти блага у тех, кто эти блага производит. Разница между коммунистами и социалистами только в дозволенном  способе отъема. Коммунисты отбирают силой, социалисты отбирают через налоги. У зеленых же справедливость, это прежде всего равные возможности в работе, учебе, доступу к социальным лифтам, реальное равноправие возможностей.  При этом зеленые являются последовательными  противниками  монополизма, и поддерживают  местное производство. Другая составляющая справедливости это солидарность, коллективная помощь слабым. Солидарность с наименее защищенными слоями населения, это не только прямая помощь, это переход к более разумному и умеренному потреблению.  В этом тезисе позиция зеленых оказывается близка к социальной позиции Православной церкви, которая осуждает неразумный культ потребления и приветствует помощь обездоленным. Если Церковь считает, что культ потребления калечит души, то зеленые добавляют, также  может необратимо разрушить среду обитания.
 
Но вернёмся к реалиям. Отметим, что основными направлениями работы российских зеленых являются это пропаганда идей, участие в воспитании студенчества, издание книг и журналов, зеленые инициативы на местах, работа с властью, через Государственную Думу и через общественное мнение, выдвижение кандидатов, разработка общегосударственных и местных программ. В этой связи остаётся призвать: «Давайте действовать. Для всех найдется достойная работа в этом общем деле».
 
Для справки:
На фоне настроений  70-х годов ХХ века зеленая тема стала очень популярной в международной  политике. В период напряженности великим державам и ООН была нужна некая нейтральная  платформа для конструктивных контактов, и обсуждение зеленых проблем такую возможность давало. Если до 70-х годов вся международная деятельность по защите природы сводилась к "охране птиц, полезных для сельского хозяйства" и "отлову рыб промыслового значения" то со  Стокгольмской конференции ООН 1972 года появляется международное экологическое право.
 
В этом русле возникли базовые декларации ООН, как генассамблея ООН 1984 года , где концепция устойчивого развития получила международное признание. Конференция  "Рио-де-Жанейро" 1992 года , была посвящена  окружающей среде и развитию. 
 
Сейчас число международных конвенций, посвященных разным аспектам зеленой тематики составляет уже несколько сотен, над этим уже работают тысячи юристов. Экологическое право стало значимой частью международного права. 
 
Из  независимых зеленых  организаций, самая известная – Гринпис. Средства собирает среди добровольных сторонников. Суть работы, это воздействовать на общественное сознание, привлекать внимание к проблемам. По мнению организации, власти нужно ставить в ситуацию когда продолжать не замечать вреда уже будет невозможно. Именно для этого Гринпис организует такие красочные  акции, как морские битвы активистов ни моторных лодках с японскими китобоями, приковывание себя цепями к оградам АЭС, десантирование на территорию химических полигонов и т.п. Эффект от деятельности в основном пропагандистский.
 
Фонд Дикой Природы WWF  - другая известнейшая организация,  статус неправительственной международная организации. Основная цель - сохранение биологического разнообразия. Сбором средств занимаются самые влиятельные люди планеты, монархи, президенты, члены королевских фамилий, спонсорами часто являются крупнейшие компании. WWF проводит  программы по сохранению отдельных видов животных и целых ценозов. В целом эффект от их деятельности небольшой, но регулярные  доклады Фонда широко обсуждаются и воздействует на истеблишмент в правильном направлении.
 
Отметим и "Всероссийское общество охраны природы", работающее с 1924 года.  В основном занимается пропагандой идей, выпуском информационных материалов.
 
Во многих странах есть зеленые политические партии. Даже по нескольку. Законодательство это допускает. В странах Европы, в парламентах представительство достаточно сильное как и в самой ЕС.
 
В Великобритании наряду с зелеными («зеленые Англии и Уэльса» и «Зеленые Шотландии») большая часть зеленой политической повестки дня артикулируют Консерваторы. Видимо поэтому, британцы так мало голосуют за свои зеленые партии.
 
В США еще лучше. Там обе крупнейшие партии в своих программах широко используют зеленые тезисы, и даже часто проводят их в жизнь. Особенно это касается Демократов, которые даже выдвигали в 2000 году экологически ориентированного Альберта Гора на пост президента США. (Тогда победил Дж Буш младший.)  При этом «Зеленая партия США» влиянием не обладает.