Все борются за власть — мы боремся за жизнь.

И еще раз о... ЖКХ

Наталья Дмитриева
Заместитель Председателя партии

После создания нового федерального ведомства – Министерства строительства и ЖКХ – в России опять заговорили о капитальном ремонте.

То, что страна в нём остро нуждается, практически ни у кого сомнений не вызывает.

С ЖКХ действительно надо что-то делать, причём срочно. Иначе в недалёком будущем полстраны накроют обвалившиеся перекрытия или затопит прорвавшаяся канализация. На сегодняшний день около 60% всего жилого фонда РФ смело может быть признано ветхим или аварийным. Специально созданный семь лет назад для «разруливания» проблемы  Фонд содействия реформированию ЖКХ, потратив уйму денег и действительно отремонтировав много домов, с задачей приведения общей ситуации в более-менее вменяемое состояние не справился, да такой задачи ему никто и не ставил. На то, что в ближайшем будущем положение дел кардинально изменится к лучшему, надежды нет никакой. В среднем по стране, пока один дом ремонтируется, три других тем временем получают статус аварийных и пополняют список нуждающихся в срочном капремонте.

Это, конечно, очень плохо и говорит о крайней запущенности проблемы. Фонд ЖКХ, благополучно превратившийся за эти годы в госкорпорацию, должен стать, как говорится на его официальном сайте, «рычагом оздоровления и модернизации» жилищно-коммунальной сферы России, а по сути является чуть ли не его тормозом.

А что дальше? А дальше – тишина. Будем надеяться, что не гробовая. И будем действовать, исходя из актуального для многих поколений нашей страны лозунга про спасение утопающих. И решать вечный вопрос про «утром деньги, вечером  стулья», то есть думать, что лучше: копить и заранее откладывать на капитальный ремонт дома, в котором мы живём, или же брать взаймы и ударно аккумулировать средства, когда совсем «припрёт».  

«Квартирный вопрос», который, как известно, давно уже «портил» наших граждан, сейчас заставляет объединиться в едином порыве против грабительских тарифов ЖКХ и правых, и левых лидеров. Причём объединяются не только партии, но и самые разные общественные силы, - движения, НКО, профсоюзы, просто никем и ничем не охваченные граждане, сохранившие ещё общественную активность, чувство самосохранения и простого здравого смысла.

Почему это стало возможным? Ни для кого не секрет: городское хозяйство России (и сам жилфонд, и сети), как впрочем и абсолютное большинство отраслей промышленности, как и наше многострадальное сельское хозяйство, за последние десятилетия пришло в состояние полнейшего упадка и ветхости. Уже в 90-х было понятно: с «этим» надо что-то делать.

И кто только не ломал сначала копья, а потом и зубы о несдвигаемую глыбищу российского ЖКХ! Даже такие зубры, как Немцов и Чубайс, обломались. В результате целой серии административных  решений трудная и неблагодарная тема ЖКХ была отдана на «откуп и разграбление» управляющим компаниям, которые в полном соответствии с Жилищным Кодексом теперь занимаются бесконтрольным и безнаказанным «отъёмом» денег полностью дезорганизованных и дезориентированных собственников жилья. Прокуратура созерцает. Чиновники и депутаты потворствуют мошенникам/уголовникам, оседлавшим многомиллионные денежные потоки жилищно–коммунальных платежей. А наши дома и обслуживающие их сети тем временем продолжают приходить в упадок.

А народ? Можно ли завершить эту картинку пушкинским сакраментальным «Народ безмолвствует»? Как выясняется, уже нет. Потому что кому ж понравится с каждым годом всё больше и больше платить за всё более ветхое жильё? Ну, наверное, только лишь мазохистам. Но их у нас, даже при резко увеличившемся за последние годы количестве выплывших на поверхность извращенцев разных мастей, всё же, слава Богу, не большинство.

И вообще, ЖКХ – это ведь как Олимпиада: реальное положение дел ни там, ни там скрыть не получится. Оно, это положение дел, как говорится, налицо, и каждому становится понятным, где реальность, а где пустые призывы и обещания. И если в случае с Олимпиадой очевидные огрехи с подготовкой так больно трогают за душу потому, что «за державу обидно», то в случае с жильём и его оплатой становится обидно уже за себя, за свою семью и детей, за семьи друзей и соседей. То есть опять же по большому счёту за державу, - ту, частью и олицетворением которой каждый начинает себя сознавать.

И люди начинают возмущаться, начинают  вспоминать свой Основной Закон, который гласит: «…единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ» (п.1 ст.3 Конституция РФ). И начинают выдвигать требования. Ну, например, такие:

  • принудить власть к отмене грабительских жилищно–коммунальных тарифов, зафиксировав их, как минимум, на ближайшую пятилетку;
  • восстановить государственное финансирование капитального ремонта  жилья;
  • установить 10-процентный - от совокупного семейного дохода - максимум коммунальных платежей;
  • установить системный общественный и прокурорский контроль за всем процессом финансирования и восстановления жилищно–коммунального хозяйства на уровне муниципалитетов, городов и областей.

Всё, конечно же, совсем не просто и сильно запущено. Но не безнадёжно. И надо искать конструктивные решения и предлагать реальные выходы, а не в очередной раз призывать только лишь к отставкам и посадкам. Ведь ход истории – это не пунктир, а сплошная линия, пусть и имеющая сложную конфигурацию.

Теперь о сути  выдвигаемой нами программы по реальной модернизации ЖКХ, которая, если начать реализовывать её уже сейчас, может спасти население страны от необходимости встретить середину века в наспех сколоченных хибарах и первобытных хижинах.

Каков же – если коротко – наш, «зелёный», взгляд на реформирование, - читай реанимирование, - ныне существующей системы ЖКХ.

Оговорюсь сразу: концепция, о которой речь пойдёт ниже, имеет своих вполне конкретных авторов, которые трудились над ней без малого 10 лет и провели её апробацию в ряде регионов страны: от небольших городов типа подмосковного Воскресенска до районов и областных центров таких, например, как Краснодар.

Теперь о сути. Правоотношения в жилищно-коммунальной сфере – это отношения между муниципальными предприятиями и органами местного самоуправления, связанные с оказанием последними услуг потребителям.

Особенностью отношений, сложившихся в сфере ЖКХ в современной России, является то, что это виртуальные отношения между виртуальными субъектами (виртуальными органами местного самоуправления и виртуальными муниципальными предприятиями) по поводу виртуальной же собственности.

Кажется диким? Не расстраивайтесь и не пугайтесь: Вы не сошли с ума, никто не может поверить в это с первого раза. Но в действительности и, более того, согласно действующему российскому законодательству, это именно так, поскольку ни органы местного самоуправления, ни муниципальные предприятия, ни муниципальная собственность в своём подавляющем большинстве не прошли процедуру государственной регистрации.

Единственная реальность в этой общей виртуальной схеме – это реальность протекающих внутри неё денежных потоков (бюджетное финансирование и оплата услуг населением) при отсутствии какой-либо правовой ответственности за совершаемые действия.

В связи с тем, что органы местного самоуправления не прошли государственной регистрации, то есть «де юре» как бы и не созданы, следовательно:

  • решения о создании муниципальных предприятий и закрепления за ними имущества не принималось
  • договор хозяйственного ведения не заключался
  • уставной фонд не формировался

Здесь небольшое отступление: объектом отношений в сфере ЖКХ является муниципальная собственность, которая практически вся относится к недвижимому имуществу и подлежит регистрации (ст. 131 ГК РФ).  На данный момент практически вся муниципальная собственность в сфере ЖКХ за муниципальными образованиями не зарегистрирована, и сделки, совершаемые  ней, по закону считаются юридически ничтожными.

Что делать?

  1. включить в хоз.оборот муниципальное имущество, относящееся к сфере ЖКХ, через его государственную регистрацию;
  2. провести процедуру государственной регистрации органов местного самоуправления (в настоящее время они существуют в форме Учреждений, которые по закону не имеют права выполнять функции коммерческого характера и распоряжаться муниципальной собственностью);
  3. провести процедуру государственной регистрации муниципальных предприятий и муниципальной собственности;
  4. произвести полную инвентаризацию всего имущества в ЖКХ;
  5. ликвидировать незаконную практику двойного налогообложения в жилищной сфере;

    Поясню: Муниципальные образования после проведения инвентаризации муниципального жил.фонда должны наконец снять с баланса (изъять из казны) приватизированные квартиры, а оставшуюся часть муниципального жилого фонда передать в управление компании по управлению муниципальным жилым фондом.
     

  6. упорядочить межбюджетные отношения между государством и муниципалитетами;
  7. создать единую систему организаций, оказывающих услуги потребителям, основанную на принципе узкой специализации по формуле «одна организация – один вид услуг». Уставный капитал таких организаций формируется внесением имущественных комплексов. Имущественный комплекс – это имущество одной технологической цепочки (пример технологической цепочки: котельная + магистральный трубопровод + внутридомовой трубопровод до потребителя (квартиры).

Всё это позволит за 2-3 года без потрясений для населения и государства:

  • снизить тарифы, так как появятся чёткие критерии определения себестоимости оказываемых услуг
  • снизить затраты государства на поддержку ЖКХ и уменьшить дотации из бюджетов всех уровней
  • убрать посредников

И наступит всем счастье…

А пока вслед за федеральными чиновниками нам остаётся констатировать, что «угроза серьезного повышения тарифов сохранится и в дальнейшем; потребитель по-прежнему оплачивает большие потери, возникающие из-за износа сетей и составляющие по воде до 20%, по электроэнергии - до 15%, по тепловой энергии - до 40%».

Комментарии