Все борются за власть — мы боремся за жизнь.

Александр Закондырин призвал региональные и местные власти «прокачать» медиацию экологических конфликтов

В рамках Красноярского экономического форума-2018 лидер экологической партии «Альянс Зелёных» Александр Закондырин выступил одним из спикеров круглого стола «Региональное и муниципальное управление: конфликты и возможности». Эколог подчеркнул в любом конфликте важность общения между органами власти и активистами, а также необходимость совместной работы на дискуссионных площадках.

В своём выступлении А.Закондырин привёл свежие данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) о том, что 70% граждан страны в опросах высказывают озабоченность состоянием окружающей среды в местах их проживания. По данным исследования, ответственность за состояние экологии сегодня в большей степени возлагается населением на местные (29%) и региональные (25%) власти. При этом в ситуациях локальных экологических конфликтов почти в 100% случаев возникает кризис доверия к властям.

Александр Закондырин, с 2012 года занимающийся анализом экологических конфликтов в различных регионах страны, привёл в пример такие кейсы, как протесты против нарушений со стороны завода «Электроцинк», располагающегося в городской черте Владикавказа (Северная Осетия-Алания); движение «Стоп никель» в защиту реки Хопёр в Воронежской области; движение «Стоп ГОК» в Челябинской области; протесты жителей Приморья, в частности, порта Находка против угольной пыли; и разумеется, прогремевшие на всю страну «мусорные бунты» в окрестностях полигонов ТКО в Подмосковье («Хметьево», «Алексинский карьер», «Лесная», «Кучино», «Ядрово», и др.) а также протесты жителей Новой Москвы против полигона «Малинки».

 «Знаю, что и в Красноярске существуют экологические проблемы, и жители высказывают недовольство. На митинг вышла тысяча граждан. И это ещё не самый острый момент. Вспомним, например, что в маленьком подмосковном городе Волоколамске с населением 20 тыс. человек недавно 6 тыс. человек вышли на митинг против нарушений правил эксплуатации мусорного полигона. Требовать чистого неба и хорошего качества окружающей среды – это право жителей Красноярска, Волоколамска или любого другого города».

А.Закондырин подчеркнул, что одна из основных проблем экологических «бунтов» заключается в отсутствии у органов власти желания и умения выстраивать процедуры коммуникации, заниматься налаживанием открытых и доброжелательных отношений с местными жителями. Часто подробности экологической проблемы скрываются или преуменьшаются (особенно типично для силовых структур, например, МЧС). Никто не занимается цивилизованной медиацией (коммуникационным сопровождением) экологических конфликтов, они пускаются на самотёк и раскручиваются в серьёзные гражданские протесты.

Стоит ли просить денег у крупного предприятия-загрязнителя, формирующего основную массу экологических проблем в том или ином городе? Для решения этих проблем – однозначно, стоит. По мнению Александра Закондырина, корпоративная экологическая ответственность предприятия подразумевает, что оно обязано помогать жителям в регионе своего присутствия улучшать состояние окружающей среды.

К решению любого социально-экологического конфликта органы власти должны подойти с продуманной коммуникационной стратегией. Необходимо тщательно мониторить ситуацию, заранее готовить дорожную карту и, безусловно, всегда общаться с людьми.

«По своему опыту могу сказать, что эффективная медиация начинается с наличия постоянной площадки для открытого диалога. Люди должны иметь возможность донести своё мнение не только на площади, а на цивилизованной дискуссионной площадке. Общественная палата – очень подходящий институт для организации таких обсуждений», – подчеркнул эколог.

Подобные площадки могут быть организованы на базе Общественных палат, Общественных советов. Независимый мониторинг, сбор информации, проведение экологических исследований – всё это также входит в возможные способы общественного контроля экологической ситуации.

Если не будет авторитетных людей с соответствующей репутацией, которые могли бы с пользой для всех сторон организовать медиацию острого конфликта – будут продолжаться неконтролируемые «бунты» вместо реальной работы. Кроме этого, по мнению А.Закондырина, в органах власти должны появиться эксперты по community relations, которые в состоянии грамотно проводить профилактическую работу и процедуры медиации экологических конфликтов.

 

 

Комментарии