Все борются за власть — мы боремся за жизнь.

Заявление по ситуации с ликвидацией последствий аварии на ТЭЦ №3 (АО «НТЭК») г. Норильск

Заявление по ситуации с ликвидацией последствий аварии

на ТЭЦ №3 (АО «НТЭК») г. Норильск

 

По итогам посещения места аварии ТЭЦ №3 г. Норильска и лагеря спасателей, занимающихся ликвидацией экологических последствий на реке Амбарная, мы считаем необходимым заявить:

 

  1. Предположительной причиной пролива нефтепродукта стала просадка бетонной площадки, на которой установлен резервуар, что привело к отрыву его дна от боковых стенок. По мнению ряда экспертов, движение грунтов, и как следствие, деформация резервуара с дизельным топливом, было вызвано климатическими изменениями, активно происходящими в Арктической зоне. Данную версию необходимо проверить с привлечением ведущих профильных российских и зарубежных экспертов. В случае ее подтверждения провести комплексную проверку всех потенциально опасных объектов, находящихся в Арктической зоне РФ. Также представляется целесообразным предложить рассмотреть возможность внедрения онлайн системы мониторинга сейсмической обстановки на всех аналогичных инфраструктурных объектах Арктической зоны РФ.
  2. Позиция Управления МЧС РФ по Красноярскому краю об отсутствии оперативной информации о произошедшей аварии вызывает определенные вопросы. Согласно полученному нами от Администрации г. Норильска документа информационное донесение до начальника Управления ГО и ЧС г. Норильска, старшего оперативного дежурного ЦУКС ГУ МЧС России по Красноярскому краю о произошедшей аварии было организовано 29 мая 2020 в 14 часов (через 2 часа после аварии) оперативным дежурным Д.В. Кулаевым. В частности, в указанном донесении говорится: «В 12:51 29 мая 2020г. от охранника ТПУ-2, ПЕСХ Оверченко Е.Л. поступило сообщение о разливе дизельного топлива на проезжую часть подъездной автодороги к ТЭЦ-3. В 12:59 охранник Оверченко Е.Л дополнительно сообщила о том, что в месте разлива дизельного топлива на проезжую часть произошло загорание» (копия соответствующего документа находится в нашем распоряжении). При этом необходимо отметить, что эффективность, оперативность и профессионализм МЧС РФ не вызывает сомнений и была многократно продемонстрирована при ликвидации самых сложных чрезвычайных ситуаций России.  
  3. Производство аварийно-спасательных работ по ликвидации экологических последствий на реке Амбарная осуществляется специалистами отряда спасателей Морречфлота (входит в структуру Минтранса РФ, 15 специалистов из Мурманска и Санкт-Петербурга) и сотрудниками ГМК «Норильский никель». Представители Управления МЧС по Красноярскому краю по состоянию на 4 июня 2020 года в лагере спасателей на реке Амбарная отсутствовали.
  4. С 1 июня 2020 года силами спасателей на реке Амбарная были установлены 7 уровней боновых ограждений, при ликвидации разлива используется механический метод (сбор дизельного топлива с поверхности воды). За 1 рабочую смену (12ч) собирается около 30 тонн нефтепродукта, за сутки – 60 тонн. Работы ведутся круглосуточно. По оценкам экспертов примерно 50% объема разлитого дизельного топлива попало в водоемы (приблизительно 10 тыс. тонн), и для его сбора по данным спасателей потребуется 14 дней. Но при существующих темпах сбора, потребуется не 2 недели, как утверждают власти, а примерно 160 дней (23 недели или около 6 месяцев). Имеются системные проблемы, связанные с отсутствием необходимого количества емкостей и организацией транспортировки собранного топлива в г. Норильск для его дальнейшей утилизации. Реализация предложения о термическом обезвреживании (сжигании) такого объема топлива неизбежно приведет к дополнительным негативным экологическим последствиям для региона. Также необходимо отметить, что визуально нефтепродукты присутствуют в акватории рек Далдыкан и Амбарная, загрязнения (заметных нефтяных пятен) на озере Пясино не обнаружено.
  5. Обращаемся к российским природоохранным организациям и общероссийскому народному фронт «За Россию» с инициативой об организации волонтерского штаба для скорейшей ликвидации экологических последствий аварии. Спасателям остро необходима помощь добровольцев в хозяйственной работе по разгрузке и погрузке емкостей, прямо не связанной со сбором нефтепродуктов с поверхности реки.  
  6. После завершения первого этапа работ по ликвидации последствий аварии должна быть организована работа по детальной оценке нанесенного ущерба окружающей среде и биоразнообразию района загрязнения. В дальнейшем необходимо провести системную реабилитацию всей пострадавшей экосистемы Таймыра с использованием наилучших доступных технологий и успешных экологических практик. Научное и экспертное сопровождение природоохранных проектов целесообразно поручить ФГБОУ ВО «Норильский государственный индустриальный институт». Общественный контроль за реализацией проектов реабилитации экосистемы может быть осуществлен силами общественных и природоохранных организаций г. Норильска, Красноярского края и Российской Федерации.
  7. Отмечаем открытость и готовность к диалогу со стороны ГМК «Норильский никель», который обеспечил доступ на объекты ТЭЦ 3 и спасательный лагерь на реке Амбарная, а также предоставил весь объем документации, касающейся произошедшей аварии.

 

Александр Закондырин, лидер общественного экологического движения «Альянс Зеленых»

Андрей Нагибин, руководитель общероссийской общественной организации «Зеленый патруль»

Сергей Шахматов, исполнительный директор открытой экологической платформы «Российские Зелёные»

 

Комментарии