Все борются за власть — мы боремся за жизнь.

Александр Закондырин посетил Находкинский морской торговый порт

Дальний Восток в последние годы активно развивается как транспортная артерия, а две главных транспортные магистрали БАМ и Трансиб согласно майскому указу президента должны увеличить свою мощность с 125 млн тонн до 180 млн тонн к 2024 году. Однако мало перевезти огромные объемы по железной дороге, необходимо параллельно развивать и портовые мощности региона, что бы они позволяли переваливать экспортные и импортные грузы.

Если говорить об импортном направлении то со стороны Дальневосточных портов в центральную Россию, а затем и Европу традиционно идут глинозем и контейнерные грузы. В обратном направлении – нефть и нефтепродукты, уголь, металлы и продукция лесопромышленного комплекса.

Однако со строительством трубопровода ВСТО нефть постепенно ушла из портов балкерных Дальнего Востока в специализированный порт Козьмино. То же произошло с круглым лесом, попавшим под запретительные экспортные пошлины. Металлы – как продукция более высокого передела сконцентрированы в нескольких портах, и их объемы невелики. В итоге главным экспортным товаром на Дальневосточном направлении в последние годы стал уголь. Несмотря на множество экологических нареканий, этот ресурс остается базовым для мировой экономики. По прежнему в мире каждый второй киловатт электроэнергии вырабатывается из угля, а порты Дальнего Востока за последние десять лет переориентировались на этот товар.

Наша страна один из крупнейших экспортеров угля в мире, стабильно наращивает как добычу, так и экспортные поставки. При этом многие западные страны, такие как Германия или Великобритания прошли пик потребления угля и стараются снизить его долю. В то время как развивающиеся страны, особенно Китай и Индия, напротив наращивают свое потребление. В итоге происходит замещение спроса, это приводит к тому, что поставки смещаются с западного направления, на восточное.

Казалось бы, все хорошо, для России экспорт угля – дело выгодное. В год он приносит 16 млрд долл выручки, налоги, инвестиции, сотни тысяч рабочих мест в Кузбассе, Якутии, Забайкалье, и дальневосточных городах. Однако увеличение спроса на уголь и его перевалку был настолько быстрым, что вся система столкнулась с проблемами «роста»: портовая инфраструктура не была готова к таким объемам, и как результат города примыкающие к портам столкнулись с экологическим проблемами. Например через 12 стивидорных компаний вблизи Находки в прошлом году прошло порядка 60 млн тонн. угля, а через терминалы самого города – 16 млн тонн. В итоге припортовые города начали ощущать присутствие угольной пыли, образующейся при его разгрузке из вагонов, хранении и загрузке на суда.

Пик проблем пришелся на 2017 год. Недовольство местных жителей даже привлекло внимание президента Владимира Путина. После общения по прямой линии главы страны с школьником Андреем из Находки задыхающейся в пыли. Президент гневно поручил навести порядок в портах и снизить негативное воздействие. Находка – это город, образовавшийся рядом портом – самая восточная точка Трансиба, и естественно город оказался в эпицентре угольного бума.

Сегодня в Находке работает более десятка стивидорных компаний. Крупных стивидора два – Порт Восточный переваливающий около 25 млн тонн, и Находкинский Морской Торговый Порт – около 10 млн тонн. Кроме этих компаний здесь работают еще с десяток стивидорных компаний меньшего порядка.

После критики президента они начали активно модернизироваться. «До конца 2020 года все стивидоры Находки должны перейти на экологически безопасные технологии перевалки сыпучих грузов. Важность перехода на защищенную перевалку грузов отметил президент страны и дал соответствующее поручение» -говорит Владимир Григорьев, генеральный директор Находкинского Морского Торгового Порта, одного из крупнейших дальневосточных стивидоров.

Для выполнения поручения на законодательном уровне был разработан справочник наилучших доступных технологий, основанный на наиболее эффективных мировых практиках. В справочнике описаны технологии для защищенной перевалки сыпучих грузов. Для стивидоров внедрение технологий из справочника - обязательно.

«Находкинский морской торговый порт в полном объеме выполняет все принятые на себя экологические обязательства, во многих случаях – с опережением графика. Порт реализует экологические инициативы, выходящие за рамки требований. В частности, это ветрозащитные экраны, установленные по периметру территории порта, стационарные и мобильные системы орошения и снегогенерации и многое другое» – говорит Владимир Григорьев. За последние три года Находкинский МТП инвестировал в экологические мероприятия 1,5 млрд. руб. И много что удалось построить. Но на этом инвестиции не закончатся. Многие проекты находятся на стадии реализации и в ближайшие полтора года инвестиций достигнет 4,3 млрд. руб.

Профэкспертиза

Кажется, что порты многое делают для снижения воздействия на окружающую среду. Однако современное оборудование настолько сложное, что дать экспертизу соответствия его НДТ и требованиям законодательства могут лишь высококвалифицированные узкопрофильные специалисты. Поэтому с предложением объективно разобраться есть ли экологический эффект от внедряемых стивидорами новых технологий и соответствуют ли они критерию НДТ выступили депутаты городского совета Находки. «Депутаты горсовета в начале августа обратились в общественный совет профильного федерального министерства, как уважаемому независимому экспертному органу в области экологии и защиты окружающей среды, с предложением провести оценку эффективности применения угольными терминалами г. Находки (особенно в районе жилого микрорайона Мыс Астафьева) технологий по минимизации образования угольной пыли и негативного воздействия на окружающую среду», – говорит председатель городского совета г. Находка Александр Киселев.

«Наш общественный совет уже имеет опыт общественной оценки эффективности внедрения НДТ на предприятиях нескольких городов. По итогам каждого из подобных мероприятий были подготовлены заключения и рекомендации для предприятий, размещенные на сайте Минприроды РФ» – говорит руководитель рабочей группы «Технологии и экологические мероприятия» Общественного совета при Минприроды РФ Станислав Корякин.

В ответ на обращение общественники вылетели в Находку и посетили крупнейший порт работающий непосредственно в городе – Находкинский МТП.

«Мы осмотрели угольный терминал Находкинского морского торгового порта, это наиболее крупный терминал, находящейся в городской черте. Ежегодно здесь переваливают более 10 млн. тонн угля» - рассказывает и.о. председателя Общественного совета при Минприроды РФ Александр Закондырин«Безусловно, терминал оказывает влияние на экологическую ситуацию в городе. При этом по поручению Президента России в Находке ведется системная работа по модернизации технологии перевалки. Уже внедрены наилучшие доступные технологии, такие как пылеветрозащитные экраны, стационарные и мобильные системы пылеподавления, система автоматического мониторинга состояния атмосферного воздуха, которые положительным образом влияют на минимизацию образования угольной пыли» – говорит эксперт.

Полностью решить проблему угольной пыли практически невозможно. Но мировой опыт говорит о том, что в целом ее количество можно свести к минимуму. Так член Общественного совета при Минприроды РФ Светлана Липина утверждает, что «опираясь на мировой опыт, отмечу, что при любых методах борьбы с угольной пылью 100% защиты от нее нет даже при использовании всех существующих методов защиты. Между тем, значительно снизить объем пыления можно».

В целом порт постепенно подходи к этому. Так по словам генерального директора Находкинского МТП, в 2022 году планируется закончить один из самых крупных и важных проектов – строительство вагоноопрокидывателя и ввести в эксплуатацию систему защищенной перевалки угля. «Суть проекта в том, что уголь будет выгружаться в закрытом помещении с использованием системы аспирации и сухого тумана, а перемещаться по территории порта - по сети крытых конвейеров с использованием пересыпных станций, – говорит Владимир Григорьев. – Сегодня основное технологическое оборудование для проекта закуплено и поставлено. С марта 2020 года порт приступил к активной фазе реализации этого проекта» .

Помимо этого, до конца 2020 года будет завершено строительство очистных сооружений. Исторически их в порту не было. Проект находится в завершающей стадии. Одна из четырех очередей введена в эксплуатацию. Три оставшихся – примерно в 80-процентной стадии готовности.

С опорой на общество

Кроме посещения порта, общественники встретились с представителями местного сообщества, и обсудили наиболее острые темы, связанные с экологией города. «Мы провели серию встреч с местными эко-активистами и увидели очень профессиональных и неравнодушных людей. Было высказано много полезных предложений, которые будут использованы в работе федеральных органов власти. Наша работа по экспертной оценке внедрения НДТ и влияния их на экологию города максимально открытая и публичная. Мы надеемся, что общими усилиями нам удастся сформулировать практические предложения по системному исправлению экологической ситуации в портовых городах. Думаю, что мы можем выйти с предложениями в Правительство РФ и Федеральный парламент, чтобы нормативно и законодательно закрепить понятие и регламент работы по экологически безопасным технологиям перевалки угля» – рассказал заместитель председателя Общественного совета при Росприроднадзоре Андрей Нагибин.

Часто недопонимание между предприятиями и социумом происходит просто из за отсутствия информации. Поэтому член Общественного совета при Росгидромете Зоя Шаргатова выступила с предложением организации автоматической системы экологического мониторинга, работающего в режиме онлайн. «Наличие общегородской круглосуточно действующей автоматической системы экологического мониторинга может дать объективную экологическую картину и снять многие вопросы с вязанные с залповыми выбросами угольной пыли. Жители города смогут обладать достоверной информации, а контролирующие органы понимать, где конкретно есть проблема и принимать меры. Пример такой системы существует в России и соответствует всем международным требованиям – это Мосэкомониторинг, на сайте которого можно в любой момент увидеть полную картину экологической обстановки, таким образом, это могло бы снять социальное напряжение», – заявила Шаргатова.

«Находкинский МТП» продемонстрировал максимальную открытость в своей деятельности и готовность к диалогу с представителями общественности. Находкинский МТП системно занимаемся вопросами экологии и явно нацелен внедрить все наилучшие доступные технологии, чтобы максимально снизить объем образования угольной пыли. Уровень модернизации Находкинского МТП уже сейчас соответствует требованиям наилучших доступных технологий, предусмотренных в соответствующем информационно-техническом справочке НДТ. Вообще наша главная задача найти комплекс мер по экологически безопасной технологии перевалки угля и сделать их государственным стандартом, обязательным для исполнения всеми стивидорными компаниями России», – заключил Закондырин.
Источник: https://fedpress.ru/article/2567500

Комментарии