Все борются за власть — мы боремся за жизнь.

Представление в собственность земли во втором поясе зон санитарной̆ охраны водоемов обсудили в Госдуме

В Государственную Думу РФ Правительством России внесен законопроект о внесении изменений в Земельный̆ кодекс РФ, предусматривающий возможность представления в собственность земли во втором поясе зон санитарной̆ охраны водоемов.

Проект закона призван помочь тысячам людей, чьи земли и дома попали под ограничение. Сегодня вокруг водоемов действует несколько поясов защиты.

На территории первого (100 м от источника) может размещаться только насосная станция и другие водопроводные сооружения. Это охраняемая территория, которую нельзя оформить в собственность. Также на ней̆ нельзя строить, жить, сажать деревья, обрабатывать землю химикатами и использовать средства, которые могут проникнуть в подземные слои почвы и нарушить чистоту воды.

Границы второго пояса индивидуальны. Они могут достигать 5 км, поскольку защищают источник воды от бактериального заражения. Сейчас земли в границах второго пояса нельзя оформить в собственность. Такой̆ запрет появился в Земельном кодексе (подпункт 5 статьи 14 статьи 27) в 2007 году и объяснялся необходимостью охраны водоемов.

Однако такие земли можно арендовать! Передача земельных участков в собственность не несет природоохранных функций, поскольку недобросовестные арендаторы могут нанести такой̆ же вред источникам водоснабжения, как и собственники земли.

Угроза причинения ущерба водоемам, как и обязанности по соблюдению экологических требований не зависят от вида права. Кроме того, принятие законопроекта не повлияет на запрет строительства – существующие ограничения не препятствуют размещению объектов при получении необходимых согласований со стороны государства.

Например, в Подмосковье данный вопрос является одним из остросоциальных, поскольку ограничения зоны второго пояса накрывают примерно 35% площади региона (Мытищи, Истра, Одинцовский, Долгопрудный, Солнечногорск, Химки, Можайский, Дмитровский, Талдомский, Красногорск, Рузский и Королев).

Поскольку до 2007 года ограничений просто не существовало, то с момента введения зон второго пояса водоемов появилось такое социальное явление, как «соседское неравенство». На одной̆ территории по соседству оказались те, кто успел оформить в собственность свою землю или купить участок до введения ограничений, и те, кто этого сделать не успел и кому осталось только арендовать землю.

В годы установления зон второго пояса ЗСО (1980 по 2010 гг.) в Московской области в данной зоне были построены порядка 7500 объектов капитального строительства: многоквартирных и индивидуальных жилых домов, нежилых объектов, в том числе, промышленных, торговых и логистических комплексов. Попавшие эти зоны жители не могут оформить право собственности под своими жилыми домами. Они вынуждены арендовать землю, на которой прожили многие годы.

Существующие ограничения объективно лишают бюджеты регионов и муниципалитетов значительных средств – доходов от продажи земельных участков под существующими зданиями. В Подмосковье в границах второго пояса ЗСО находится примерно 300 тыс. га, которые не могут быть предоставлены в собственность.

Очевидно, что с принятием данного законопроекта негативное влияние на окружающую среду не увеличится, поскольку вид права никак не влияет на уровень экологических требований для их использования. При этом сотни тысяч российских граждан смогут оформить свое имущество в собственность и защитить свои права, а бюджеты регионов и муниципалитетов получат дополнительные доходы.

По информационным материалам Комитета по природным ресурсам и экологии Государственный Думы

Комментарии