Все борются за власть — мы боремся за жизнь.

В части развития местного самоуправления мы бездарно и незаметно потеряли 23 года

Николай Травкин
Советник Председателя партии

Ну никакой свежести в политике. На днях Премьер в Госдуме отчитался - все идет по плану и хорошо. Главное - поддерживать стабильность, оградиться от вредных влияний извне. Противники власти тут же стали возражать, что никакого плана нет, а есть только "везуха" с нефтью. И вся эта хваленая стабильность может легко и быстро превратиться в "кирдык". Что "надо спасать Родину", и спасение как раз в устранении от власти "стабилизаторов".

Нет намерений сейчас вникать в суть противоречий. Но по механизму разрешения мнение выскажу. Любая революция, даже мирный слом власти, ничего хорошего ни людям, ни стране, ни государству не принесет. Это настолько очевидно, что даже доказывать бессмысленно. ЖКХ может и не остановиться, но внеочередной передел собственности неотвратим и гарантированно уменьшит, а не увеличит общественные блага. В том числе и по причине того, что на горизонте оппозиции также, как и во власти, не видать множества деятелей с нимбами вокруг головы.

Политическая схватка наверху, конечно, зрелищна и интересна. Но один и тот же сценарий, несменяемая труппа приедаются. Поэтому хотелось бы и немного разнообразия. На политическом поле России полно запущенных и непаханых участков. Так может быть, попытаться совместно начать некоторые из них обрабатывать? Ну, те, о необходимости возделывания которых сомнений нет ни у кого. Правые, левые, власть, оппозиция - все согласны, что это ВСЕ РАВНО ПРИДЕТСЯ ДЕЛАТЬ. Выбрать "участок для совместного возделывания" предлагается по принципу того самого звена, "потянув за которое"...

Какое-то проклятие висит над нами: обладая огромной и напичканной несметными богатствами территорией, мы остаемся в числе "развивающихся" стран с небогатым населением.
Основополагающих, исторических причин этого проклятия, на мой взгляд, две.

Первая. Самоощущение власти себя в качестве благодетеля, самодержца, отца народов. Отсюда централизация всех ресурсов и вертикаль. Патернализм как основная форма деятельности власти. Как отражение - иждивенчество внизу. Ожидания людей, что улучшение жизни может произойти только по расположению и распоряжению вышестоящих. Соединяясь, патернализм и иждивенчество постоянно множат бюрократию, снижают ответственность за себя и свои семьи людей, и, главное, уничтожают инициативу. "А, все равно от нас ничего не зависит"...

Вторая. Недоверие власти ко всему, что ниже. Это относится к любому властному этажу и касается как институтов, так и людей. Поэтому любая осознанная властью проблема не передается для решения вместе с ресурсами туда, где возникла. Создается бюрократический орган или комиссия при самой власти. Не случайно в субъектах федерации численность федеральных чиновников больше, чем региональных. Соответственно, в муниципалитетах такая же картина. Вдобавок, прижившееся и, как бы, отечески шутливое: "вороватый у нас народец". В ответ - со стороны людей сплошное неверие в честность власти. Чиновник, значит жулик. Чем выше, тем больше ворует. Госслужба и служение отечеству уже не совмещаются в общественном сознании. Вдобавок и неверие в собственные силы, в возможность повлиять не только на персональный состав, но и на поведение власти. Отсюда отчуждение и все время снижающаяся явка на выборах.

Именно эти две причины - гипертрофированная централизация и взаимное недоверие - не позволяют России динамично и поступательно развиваться и стать успешной демократической страной. Вроде начинаем движение в сторону открытой, конкурентной экономики. Появляется со скрипом гражданское общество. И опять соскальзываем к росту госсектора, к авторитаризму. Опять у нас главное - государство. И кто в этом сомневается, что-то вякает о человеке, тот враг и ему платит "Госдеп".

Не буду ссылаться на то, чему не был свидетелем или в чем не участвовал. Но перестройка Горбачёва на раннем этапе была поддержана большинством людей. Гласность, демократизация, экономические реформы. А страна рухнула.
Ельцин. Не только Урал и переполитизированные Москва и Питер, но вся страна, внесли его на руках к вершине власти. Все козыри на руках. Рейтинг за 90%. Свобода слова укрепляется, демократизация ширится и углубляется, экономика начинает превращаться в рыночную. И вот уже рейтинг 2%, а вместо любви - ненависть.

Обещали сделать хорошо и быстро? Обманули. Получите и распишитесь!
Мало того. В первом случае начинали с демократии, во втором с экономики. А результат - один.

Т.е. изменений на вершине власти мало, чтобы страна необратимо встала на демократический, европейский путь развития. Всенародно избранный в порыве благодарности может отказаться от мысли, что "народ вороватый". Но люди-то из списка "жуликов" исключили (на время) только его. Всей вертикали доверия по прежнему нет. Новый лидер может быть убежден в пагубности политики патернализма. Но иждивенчество от этого никуда не делось. Люди требуют улучшений. Власть понимает, что на это требуется время и решает немножко "подзакрутить" гайки. Круг замыкается. Авторитаризм - половинчатая демократия - и снова.

Думаете в этот раз будет по-другому? Нынешние лидеры оппозиции "круче" Ельцина? Не сказал бы.

Но все рассуждения о методах трансформации политической системы и выхода России из заколдованного круга опять касаются лишь верха властной пирамиды.
При каких условиях видится крах режима, уход Путина и смена власти? Разумеется, при резком снижении уровня жизни. Иначе с чего возьмутся революции (пусть даже и мирные) или, в лучшем случае, досрочные выборы?

Но допустим, случилось. Путин произнес сакраментальное "я ухожу". Назначены и проведены открытые и честнейшие выборы. Кто победит? Победит тот, кто пообещает больше, скорее и безболезненно. Плюс, если не посадить всех предшественников по власти, то хотя бы отнять у них все и вернуть народу. Или, думаете, люди будут вчитываться в программы и сравнивать?

Итак, побеждает отнюдь не "Гавел". Но, допустим, для чистоты умозрительного эксперимента, все-таки демократ. Выпускник "Болотной". Он будет проводить непопулярные реформы? В бурлящей страстями стране? Или успокоит ее сначала своим "93-м годом"? Но тогда смена "шила на мыло" не имеет смысла.

Смена персоналий на вершине власти может изменить поведение государства. Но такие болезни, как недоверие к власти, неверие в собственные силы, иждивенчество лечатся только на уровне местного самоуправления. Развитие только этого института медленно, но меняет психологию граждан, изменяет страну. Мало того, не отстроив института эффективного МСУ, мы так и будем ходить по кругу, все более отставая от развитых стран. Вот почему именно это и предлагается выбрать в качестве того самого "звена" и сделать предметом совместной работы для всех, системных и внесистемных политических сил.

Важность развития местного самоуправления не отрицает никто. Но надо признать это базовой, первоочередной задачей как государственного строительства, так и его политической системы. И тогда все остальное рассматривать через призму интересов муниципалитов. Межбюджетные отношения выстраивать, исходя из принципа: где люди, там и деньги. Как бы снизу формировать бюджет. Школы, детсады, больницы, поддержка немощным. Обеспечение безопасности граждан, достойное содержание культурных заведений и т.д. И только потом решаем вопросы содержания государства.

Скорее всего не хватит на 2-й батальон охраны губернатора. На очередную резиденцию Президента. Может быть, придется ужаться на проведении какого-то пафосного международного мероприятия. Ну, что ж, до лучших времен. Сейчас же больше денег там, где больше власти.
Не тащить каждую возникшую проблему для решения вверх, а передавать полномочия на тот уровень управления, где эта проблема возникла. Наделять органы самоуправления муниципалитетов необходимой административной инфраструктурой: подотчетность органов правопорядка перед местными депутатами; выборы мировых судей; административно-технический надзор с правом взыскания штрафов в местные бюджеты, жилищные инспекции и пр.

Но решая проблему бюджетного наполнения МСУ, нельзя идти по пути простой передачи денег или источников дохода с одного уровня на другой. Вчера ждали благ от Президента и губернатора, а сегодня будем ждать от мэра. Это должно быть связано с проявлением профессионализма, инициативы и ОТВЕТСТВЕННОСТИ перед избирателями муниципальных депутатов и администраций. Например, такой налог как НДС надежен, но не зависит ни в коей мере от действий муниципальных властей. А налог на недвижимость зависит. Можно согласовать все условия застройки за 3 месяца, а можно заставить ходить по кабинетам 1,5 года. В этой связи было бы интересно и полезно вернуться к налогу с продаж, не затрагивая НДС. Учесть появившиеся новые формы приобретения товаров и услуг, новые возможности администрирования. Обозначить федеральным законом только верхнюю планку. Допустим, 7%. А право введения дать только депутатам городских, сельских поселений и городских округов. Исключительно им предоставить и право решать, куда направить эти деньги. И не пытаться с уровня СФ ( да и района) не только регулировать, но и учитывать суммы, собираемые с этого налога. Граждане должны увидеть и убедиться, что они живут лучше (хуже) соседнего поселка или города прежде всего благодаря действиям (бездействию), инициативности (пассивности) и умению (трусости) принимать решения под свою ответственность их избранников.
Три, четыре избирательных цикла - и граждане твердо усвоят связь между своим выбором и тем, как они живут. Но тогда они столь же ОТВЕТСТВЕННО будут избирать и следующие уровни депутатов. И вместо жалких, безвольных и позорных своими решениями региональных парламентов и Госдумы мы получим нормальную, самостоятельную законодательную власть. Соответственно, улучшится и качество исполнительной власти. А вот с прямыми выборами губернаторов - вопрос спорный. Нет во власти больших противников МСУ, чем губернаторы. И вред здесь двойной. Во первых, он же идет на выборы с обещаниями осчастливить население региона. И после победы, как честный человек, вынужден стянуть в свое распоряжение все ресурсы для выполнения обещаний. Т.е. первым делом он "раздевает"районы и города. Во вторых, при нормальных выборах побеждает сильнейший во всех отношениях и прежде всего в амбициях. И ясно, что он будет давить любые проявления самостоятельности, инициативы на уровне муниципалитетов. Это закон естественного отбора. А для становления действенного МСУ нужен не сильнейший с амбициями, а просто умный. Но такие, к сожалению, пока не побеждают. Собственно, я бы пока оставил прежний способ назначения. Пока МСУ не заматереет.

Да, 15-20 лет срок по нынешним временам большой, если смотреть вперёд. С другой стороны, мы бездарно и незаметно потеряли 23(!) года в части развития МСУ. Оно сегодня немощнее, чем в советские времена. Но без эффективного местного самоуправления мы НИКОГДА не будем успешной и процветающей страной. И эти годы, они же не вычеркиваются. Жизнь, в том числе и политическая, продолжается. Не отменяется и борьба за власть на уровнях региональном и федеральном. Ни в коей мере не должны прекращаться и усилия давления на власти через улицу. Только ОСНОВНЫМ политическим уровнем должен стать МУНИЦИПАЛЬНЫЙ. И он не такой уж и маленький. Около 300(!) тысяч депутатов и 23 с лишним тысячи глав и мэров. Никому тесно не будет. Борись не хочу.

Кто то может не согласиться. Будет стоять на своем. Что главное - это пост Президента и заняв его, мы все сделаем быстро, красиво и безболезненно. Можно еще раз "рельсы" пообещать...
Но в обещаниях-намерениях "быстро осчастливить" либо долго, но фундаментально отстраивать институт МСУ и есть отличие борьбы за власть от борьбы за страну.

И два коротеньких дополнения. Первое. Местное самоуправление это не только база, фундамент для государства. Ну не стоит без фундамента здание! Это ещё и база, своего рода "грибница" для гражданского общества. Оно и не растет у нас по причине отсутствия института МСУ. А без гражданского общества нет страны. Т.е., цена вопроса ясна.
И второе. Наверное, слишком долго мы пребывали в состоянии "винтиков", слишком часто из нас выбивали самостоятельность "вертикалью", чтобы местное самоуправление разрешили, дали денег, полномочий, и оно пошло развиваться. Нет. Скорее всего теперь надо действовать по формуле "принуждение к местному самоуправлению" (но это отдельная тема). Лечиться, в общем, а то помрем. И как государство, и как страна.

21 апреля отмечается день местного самоуправления.
С праздником вас, дорогие сограждане!

Комментарии