Все борются за власть — мы боремся за жизнь.

Концепция стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия – Алания на долгосрочную перспективу

 

Республике Северная Осетия - Алания необходима новая стратегия долгосрочного развития, актуальность разработки которой определяется тем, что в период с момента утверждения действующей Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2030 года принципиальным образом изменилась система координат, в которых предстоит осуществлять реализацию регионального стратегического документа.
 
Во-первых, в период 2008-2012 гг. шло активное формирование правовых основ разработки, построения и функционирования комплексной системы государственного стратегического планирования социально-экономического развития России: в 2009 году президентским указом были утверждены «Основы стратегического планирования в Российской Федерации», а в настоящее время завершаются работы по проекту федерального закона «О государственном стратегическом планировании». 
 
Вскоре после разработки республиканской стратегии была утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, определившая основные направления и целевые ориентиры развития страны. Впоследствии были также разработаны и приняты Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, целый ряд стратегий и программ отраслевого развития, стратегических документов развития российского бизнеса - естественных монополий и крупных компаний. Региональный аспект стратегического планирования нашел отражение не только в программных и стратегических документах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, но также и в стратегиях развития федеральных округов (макрорегионов) Российской Федерации, которым в настоящее время вменяется роль основного документа стратегического планирования на региональном уровне.
 
Во-вторых, в январе 2010 года был образован Северо-Кавказский федеральный округ (далее СКФО), в состав которого, наряду с другими северокавказскими республиками и Ставропольским краем вошла и Республика Северная Осетия – Алания.
 
Границы нового федерального округа обозначили на карте России принципиально новый объект стратегического планирования, в связи с чем в 2010 году была разработана и утверждена Правительством Российской Федерации Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, по итогам двух лет осуществления которой (близится к завершению первый этап реализации (2010 – 2012 годы) можно констатировать, что, несмотря на использование колоссальных финансовых ресурсов федерального центра, развитие СКФО осуществляется темпами, не достигающими заложенных инерционным сценарием, ключевой показатель развития трудоизбыточного региона – уровень безработицы – даже растет, а доля безвозмездных поступлений в доходах консолидированных бюджетов регионов Северного Кавказа стабильно превышает 60%.
 
Все указанные объективные особенности социально-экономического развития СКФО и субъективные особенности восприятия его имиджа (в том числе, потенциальными инвесторами, населением остальных регионов России) неизбежно проецируются как на ситуацию в Республике Северная Осетия – Алания, так и на формирование ее имиджа.
В-третьих, в период после 2008 года все важнейшие современные особенности макроэкономических процессов в России оказались в той или иной степени обусловлены последствиями захлестнувшего мир глобального финансово-экономического кризиса, накладывающими дополнительные финансовые ограничения, в частности на использование бюджетных ресурсов на цели экономического развития страны в целом, а также любого из ее регионов.
 
Таким образом, новая стратегия долгосрочного развития Республики Северная Осетия-Алания должна быть разработана с учетом необходимости формирования адекватного ответа на актуальные вызовы времени в рамках новой системы координат в сфере стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации.
 
Предлагаемая Концепция долгосрочного социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания включает формулировку ключевых проблем, внутренних и внешних рисков современного развития, определение миссии, стратегической цели, основных задач и приоритетных направлений развития экономики и социальной сферы Республики на долгосрочный период (до 2030г.), а также основных механизмов их практической реализации.
 
К числу ключевых проблем и внутренних рисков, определяющих особенности современного социально-экономического положения Республики относятся:
  • недостаточно диверсифицированная структура республиканской экономики;
  • слабое развитие промышленности и высокий уровень износа промышленно-производственных фондов;
  • недостаточный уровень развития рыночных институтов и неразвитость конкурентной рыночной среды;
  • широкое распространение теневой экономики;
  • высокий уровень техногенной нагрузки на окружающую природную среду;
  • значительная дифференциация уровня и качества жизни населения Республики, недостаточное развитие отраслей социальной инфраструктуры;
  • продолжающаяся миграция квалифицированных кадров в другие регионы страны;
  • сохраняющиеся угрозы межэтнических конфликтов и террористической деятельности;
  • неблагоприятный в целом инвестиционный климат на территории Республики (отсутствие законодательно закрепленной адресной системы привлечения инвесторов и стимулирования деловой активности и др.)
 
Вместе с тем к важнейшим внешним рискам в настоящий период относятся:
  • ухудшение условий финансирования и реализации стратегических инвестиционных проектов в Республике Северная Осетия – Алания под воздействием мирового финансово-экономического кризиса и ужесточения бюджетной политики государства;
  • сохранение крайне низкого уровня инвестиционной привлекательности обрабатывающих производств;
  • отсутствие эффективной нормативной правовой базы, регулирующей вопросы развития государственно-частного партнерства.
 
Несмотря на то, что в Республике принят Закон от 6 сентября 2010 г. №43-РЗ «Об участии Республики Северная Осетия Алания в проектах государственно-частного партнерства», этот институт развивается слабо, что в свою очередь  затрудняет реализацию на территории Республики широкого круга промышленных и инфраструктурных проектов.
 
Социально-экономическая и геополитическая миссия (предназначение) Республики определяется с учетом ее конкурентных преимуществ и оценки перспектив их реализации и позволяет четко определить роль Республики в рамках Северо-Кавказского федерального округа, в системе национальных и межнациональных хозяйственных связей, которую она призвана сыграть в долгосрочной перспективе с целью полноценной реализации всех компонентов своего социально-экономического и геополитического потенциала.
 
Миссия Республики состоит в том, чтобы стать «Кавказской Швейцарией» - регионом, успешно сочетающим использование своего природно-географического потенциала с динамичным развитием высокотехнологичной промышленности и сектора услуг, являющимся вместе с тем оплотом стабильности на Северном Кавказе за счет реализации политики межнационального сотрудничества и межконфессиональной терпимости в непосредственной близости от локальных очагов перманентной политической нестабильности.
 
Успешная реализация миссии Республики предполагает:
1) осуществление коренной структурной перестройки республиканской экономики на основе опережающего развития комплекса инновационно-ориентированных обрабатывающих отраслей, преимущественно производящих конечную продукцию, в т.ч. для общефедеральных нужд;
2) реализацию на территории Республики проектов межрегионального и международного сотрудничества в сфере инноваций, охраны природы, культуры, образования, здравоохранения, производственной кооперации и транспортной инфраструктуры;
3) формирование предпосылок для укрепления на территории Республики единства российской нации на основе гармоничного и всестороннего этнокультурного развития населяющих Республику народов Кавказа, их богатейших культурных традиций, воспитания молодого поколения в духе общегражданской идентичности;
4) последовательную реализацию политики брендирования на общероссийском и международных товарных рынках путем выстраивания целостной системы и повсеместного продвижения наиболее популярных товарных брендов Республики в различных видах деятельности, в частности брендов в пищевой промышленности, таких как «осетинский сыр», «осетинские пироги», «осетинская минеральная вода», «осетинское пиво» с организацией международных тематических фестивалей (Фестиваль осетинского пива и т.д.).
 
Определение миссии Республики позволяет задать ориентиры формирования ее конкурентного облика, выявив наиболее важные направления реализации ее конкурентоспособности в составе СКФО, Российской Федерации и на глобальном рынке, а также, по существу, наметить пути достижения целей и решения важнейших задач социально-экономического развития.
 
Стратегической целью социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания является значительное повышение уровня и качества жизни населения путем решения актуальных социальных, экономических и экологических проблем за счет интенсивного развития в Республике высокотехнологичных отраслей промышленности и сферы услуг, широкого внедрения инноваций в различных секторах экономики и социальной сферы.
 
В то же время в качестве основных задач долгосрочного социально-экономического развития, решение которых позволит обеспечить достижение стратегической цели развития Республики, необходимо выделить:
  • широкомасштабное создание новых, привлекательных для трудоспособного населения, прежде всего молодежи, высокооплачиваемых и высокотехнологичных рабочих мест на действующих и вновь создаваемых предприятиях в различных видах экономической деятельности;
  • значительное повышение в Республике профессионального уровня подготовки молодых кадров для различных отраслей экономики на основе сбалансированного развития системы высшего и среднего профессионального образования с учетом перепрофилирования средних специальных учебных заведений на подготовку специалистов требуемых специальностей, роста привлекательности дефицитных профессий;
  • интенсификация участия Республики в межрегиональном товарообмене, существенное повышение ее роли на общероссийском рынке товаров и услуг;
  • ускорение строительства новых и модернизация действующих промышленных предприятий, энергетической, транспортной и инженерной инфраструктуры;
  • последовательное создание экономической основы, условий и предпосылок для постепенного снижения дотационности экономики Республики; 
  • существенное улучшение общего инвестиционного климата в Республике на базе развития кадрового потенциала, модернизации региональной инфраструктуры и последовательного снижения внеэкономических рисков ведения бизнеса;
  • значительное усиление экологической направленности развития республиканской экономики, резкое снижение техногенной и антропогенной нагрузки на окружающую среду и природные комплексы Республики.
 
Для решения поставленных целей и задач развития Республики необходима реализация следующих приоритетных направлений развития ее экономики и социальной сферы.
В первую очередь, необходимо уже в ближайшие годы начать строительство в регионе промышленных предприятий в обрабатывающих отраслях, создаваемых на основе передовых технологий и выпускающих преимущественно конечную продукцию.
 
Данные предприятия на территории региона целесообразно создавать в сфере производства продукции машиностроения (включая продукцию электротехнической промышленности, приборостроения, технологического, транспортного, энергетического машиностроения, в частности, производство турбин для малых ГЭС, сельскохозяйственного машиностроения, в т.ч. производство малогабаритной сельхозтехники для экологически чистого земледелия в горной местности и др.), в производстве различных видов экологически чистых строительных материалов, а также в пищевой промышленности.
 
Эти предприятия могут войти в состав промышленных кластеров, формируемых в том числе в рамках партнерских взаимоотношений с соседними регионами СКФО и включающих наряду с новыми также и модернизируемые действующие предприятия (с учетом создания необходимых условий для выпуска новых видов продукции на базе имеющихся производственных площадей, инженерно-технического персонала и рабочих кадров).
 
Создание таких предприятий может осуществляться как на основе финансирования из федерального бюджета с последующим госзаказом на весь объем выпускаемой продукции, так и путем финансирования на долевой основе с привлечением средств федерального бюджета и частных инвесторов, с последующим использованием части мощностей создаваемых предприятий для производства продукции по госзаказу.
 
Для привлечения частных инвесторов к участию в инвестиционных проектах по строительству указанных предприятий предлагается учреждение паевых инвестиционных фондов, котирующихся на организованных рынках, с первоначальным 100% -ым владением государством паями и его обязательством выкупа (на ежегодной основе в определенную дату) в течение 10 – 15 лет паев, приобретаемых частными инвесторами по заранее согласованной цене, в рамках реализации условия их гарантированной ликвидности. При этом для всех действующих и вновь создаваемых предприятий в Республике на определенный период может быть установлен режим временного освобождения от налога на прибыль.
 
Определяющее значение для обеспечения в долгосрочной перспективе инновационно-ориентированного развития республиканской экономики и осуществления ее последовательной модернизации будет иметь строительство новых и модернизация действующих предприятий (на базе целевой федеральной поддержки) на территории Республики в составе создаваемых в СКФО перспективных инновационно-технологических кластеров, конкурентоспособных на общероссийском и зарубежных рынках. К их числу могут быть отнесены, в частности, предприятия в оптическом и электронном приборостроении, радиотехнической промышленности, в сфере биотехнологий и др.
 
Другими важными направлениями инновационно-ориентированного развития республиканской экономики могут стать:
  • формирование и последующее развитие на территории Республики технопарков, специализированных на создании и продвижении передовых технологий в различных видах деятельности (в частности: разработка новых информационных технологий на базе создания в Республике Центра обработки данных; разработка и изготовление трубопроводов для пищевой промышленности и других отраслей экономики на основе металлокварцевого композитного материала с внутренней поверхностью из стекла; производство и широкое использование в строительстве комплексной полифункциональной добавки к бетонам, растворам, сухим строительным смесям и цементам);
  • создание в горной части Республики экологически ориентированной инновационной зоны «Кремниевая долина «Тагаурия», специализированной на разработке инновационных технологий для промышленности и аграрного сектора, реализации проектов в сфере возобновляемой экологически чистой энергетики, оказании услуг по мониторингу, прогнозированию и управлению опасными природными явлениями, подготовке квалифицированных специалистов для работы по возобновляемым источникам энергии, горной тематике и др.;
  • переход на широкое использование информационных технологий в сфере предоставления государственных услуг населению в рамках реализации в Республике концепции «Электронного правительства». 
 
Одним из ключевых направлений развития Республики должно стать ускоренная модернизация и дальнейшее развитие сети учебных заведений системы высшего и среднего профессионального образования, обеспечивающих подготовку кадров для вновь создаваемых и реконструируемых предприятий в различных отраслях экономики и призванных устранить сложившиеся диспропорции на республиканском рынке труда. Реализация данного направления предполагает введение на ограниченный временной период (до активизации действия внутренних механизмов и стимулов устойчивого саморазвития Республики) на ее территории целевого распределения выпускников учебных заведений высшего и среднего профессионального образования на новые или модернизируемые предприятия, финансируемые из федерального бюджета и поставляющие продукцию по госзаказу для общефедеральных нужд.
 
К числу приоритетных направлений социально-экономического развития Республики относится ускоренное и гармоничное развитие на ее территории всего комплекса социально-значимых отраслей, в т.ч. детского дошкольного и общего среднего образования, здравоохранения (включая кардинальное улучшение его материального и кадрового обеспечения), жилищно-коммунального хозяйства. При этом медицинские комплексы на ее территории, оборудованные современной техникой последнего поколения и использующие передовые методики, должны иметь межрегиональное значение, обслуживая не только население самой Республики, но и соседних регионов Северного Кавказа.
 
Исключительно важную роль в стимулировании экономической активности в Республике и создании условий для роста благосостояния населения должна сыграть масштабная федеральная поддержка строительства новых жилых комплексов со всей необходимой инженерной и социально-бытовой инфраструктурой, прежде всего для групп населения с низкими доходами.
 
Все более возрастающую актуальность, по мере создания в Республике новых высокодоходных производств и ужесточения природоохранного законодательства, будет иметь последовательное осуществление (за счет средств частных предприятий и субсидий из федерального бюджета) комплекса мероприятий по кардинальному снижению предприятиями промышленности, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства выбросов вредных веществ в воздушный бассейн и неочищенных стоков в водные объекты, перепрофилированию предприятий, загрязняющих окружающую среду, на выпуск экологически чистой продукции с полной утилизацией накопленных отходов, санацией занимаемой территории и комплексной реабилитацией прилегающих нарушенных земель.
 
Большое значение в течение рассматриваемого периода будут иметь:
а) создание в пределах горных территорий северокавказских республик (включая Республику Северная Осетия – Алания) Государственного Кавказского национального парка с режимом ограничения сфер хозяйственной деятельности и исключительным использованием на его территории природосберегающих технологий; 
б) проведение комплекса мероприятий по берегоукреплению и расчистке русел рек, протекающих по территории Республики (р. Терек и ее притоки); 
в) восстановление популяции диких животных и птиц горных территорий Республики, находящихся на грани исчезновения (популяция зубров и др.).
Среди приоритетных направлений перспективного экологически ориентированного социально-экономического развития Республики необходимо выделить опережающее развитие в ней лечебно-оздоровительного туризма (как важнейшего сегмента туристско-рекреационного комплекса) на основе рационального использования значительных ресурсов целебных минеральных вод и лекарственных растений. Финансирование проектов по строительству объектов данного комплекса будет осуществляться за счет средств федерального бюджета с привлечением частных инвестиций.
 
Строительство в Республике объектов лечебно-оздоровительного комплекса должно быть взаимоувязано с формированием биомедицинского кластера малых инновационных предприятий, в т.ч. ориентированных на использование новейших медицинских методик и биотехнологий, а также включающих фармацевтические предприятия, связанные с культивированием ценных лекарственных растений.
 
Среди других перспективных объектов туристско-рекреационного комплекса необходимо выделить строительство горнолыжного комплекса в Мамисонском ущелье для круглогодичных занятий горными лыжами и сноубордом. Для финансирования реализации проекта «Мамисон» могут быть использованы средства специального паевого инвестиционного фонда, создаваемого с участием средств федерального бюджета и нацеленного на привлечение к нему частных инвесторов.
 
Интенсивное развитие в Республике туристско-рекреационного, в т.ч. лечебно-оздоровительного туризма и сопутствующих видов деятельности (в т.ч. в сфере транспортного обслуживания приезжающих рекреантов и в агропромышленном комплексе) позволит обеспечить стабильное социально-экономическое развитие, в первую очередь, горных территорий Республики, создать новые рабочие места и стабильные источники доходов для местного населения.
 
В состав основных приоритетов социально-экономического развития Республики на долгосрочный период необходимо включить создание высокоразвитой спортивной инфраструктуры с целью всестороннего и динамичного развития различных видов спорта, прежде всего в молодежной среде. При этом необходимо учитывать наличие на территории Республики Северная Осетия - Алания благоприятных условий и предпосылок для развития таких традиционных видов спорта, как различные виды единоборств (в т.ч. по олимпийским видам борьбы), футбол, конный и горнолыжный спорт, а также экстремальных видов спорта, в т.ч. альпинизма, скалолазания, дельта- и парапланеризма. Финансирование развития в Республике спортивной инфраструктуры (в т.ч. стадионов, бассейнов, физкультурно-оздоровительных комплексов для людей различных возрастных категорий) будет осуществляться на долевой основе с использованием средств федерального и республиканского бюджетов.
 
Большое значение для устойчивого развития республиканской экономики имеет стабильное функционирование традиционных отраслей экономики, определяющих современную специализацию Республики, в т.ч. цветной металлургии, отдельных отраслей пищевой и легкой промышленности. В данном случае, реализация инвестиционных проектов по коренной модернизации действующих предприятий этих отраслей и строительству новых предприятий будет осуществляться преимущественно за счет бюджетных источников, а также средств частных компаний,  являющихся стратегическими  инвесторами.
 
Одним из перспективных высокоэффективных проектов в пищевой промышленности может стать создание на территории Ардонского и Кировского районов Республики Северная Осетия – Алания интегрированного рыбохозяйственного комплекса для индустриального выращивания ценных пород рыб (с полным циклом выращивания форели от инкубации икры до получения товарной рыбы).
 
Обеспечение на долгосрочную перспективу благоприятных конкурентных позиций пищевой промышленности Республики предполагает также дальнейшее совершенствование антимонопольного законодательства, затрагивающего современное состояние и перспективы развития предприятий ликеро-водочной промышленности.
Стабильное функционирование указанных отраслей в структуре республиканского хозяйственного комплекса, при обеспечении их конкурентоспособности на общероссийском и зарубежных товарных рынках, позволит, с одной стороны, в существенной степени сбалансировать рынок труда, сохранив рабочие места для квалифицированных работников различных возрастных категорий, а, с другой стороны, стабилизировать социально-экономическую ситуацию в моногородах и населенных пунктах Республики.
 
Наряду с этим важным направлением развития Республики, позволяющим обеспечить необходимую конкурентоспособность ее экономики на долгосрочный период, должны стать финансируемые преимущественно из федерального бюджета последовательная модернизация и дальнейшее комплексное развитие энергетической, транспортной и инженерной инфраструктуры.
 
При этом развитие инфраструктурных отраслей на территории Республики (с учетом реализации проектов развития транскавказских транспортных коридоров) должно быть направлено не только на удовлетворение внутренних потребностей ее экономики и социальной сферы, но и на наиболее полное использование в перспективе ее достаточно выгодного геоэкономического положения, а также значительного транзитного потенциала, что обеспечит в итоге интенсификацию как межрегиональных экономических связей, так и взаимовыгодного сотрудничества Республики с государствами Закавказья, Западной и Средней Азии.
 
Развитие транспортной инфраструктуры на территории Республики, в частности, предполагает модернизацию автодорожных, железнодорожных и трубопроводных коммуникаций, масштабную реконструкцию аэропорта «Владикавказ», строительство новых аэропортов для малой авиации, создание на территории Республики крупного транспортно-логистического комплекса.
 
В свою очередь, дальнейшее развитие энергетической инфраструктуры Республики должно обеспечить ее выход на профицитный энергобаланс за счет ввода в действие дополнительных мощностей Зарамагской ГЭС (с учетом экологических требований), а также строительства на горных реках комплекса малых гидроэлектростанций, что позволит снизить уровень тарифов на поставляемую электроэнергию для потребителей в Республике и создать благоприятные предпосылки для развития на ее территории энергоемких производств.
 
Важную роль в обеспечении необходимой устойчивости воспроизводственных процессов на территории Республики и ее комплексного, всестороннего развития должны играть отрасли рыночной инфраструктуры, в т.ч. формирующие региональный потребительский рынок. В частности, динамичное развитие должны получить организованная оптовая и розничная торговля, операции с земельными участками и недвижимым имуществом, а также сектор финансовых услуг для населения и коммерческих структур. 
Большое значение для развития потребительского рынка в Республике будет иметь строительство на ее территории крупных многофункциональных торговых комплексов с предоставлением широкого спектра услуг для населения.
 
Практическая реализация вышеуказанных направлений развития Республики Северная Осетия - Алания на долгосрочную перспективу потребует дальнейшего совершенствования законодательства в области регионального развития, включая как принятие новых законов и других нормативных актов на федеральном и республиканском уровнях, так и внесение необходимых изменений в существующие законодательные акты. В первую очередь, необходимо совершенствование нормативного правового регулирования в сферах инвестиционной деятельности, развития промышленности, образования и трудовой миграции, государственно-частного партнерства. В то же время особого внимания требуют вопросы совершенствования системы регулирования земельных отношений, в том числе Земельного кадастра.
 
Реализация основных направлений развития экономики и социальной сферы Республики Северная Осетия – Алания позволит повысить эффективность государственного управления ее социально-экономическим развитием, сформировать ее новый благоприятный имидж, создать стабильную основу для решения важнейших проблем ее устойчивого развития в долгосрочной перспективе, обеспечить высокую конкурентоспособность ее экономики, а также благоприятные условия для роста уровня и качества жизни населения Республики.
 
Концепция выложена на сайте www.sops.ru. Замечания и предложения просим присылать по адресу: sitnin@sops.ru