Все борются за власть — мы боремся за жизнь.

Зеленое обновление. Как восстановить экологию Москвы?

Состояние окружающей среды в мегаполисе вызывает огромное количество вопросов. Люди обеспокоены близостью МНПЗ, пробками и т.д. Однако сразу ставить на экологии большого города крест не нужно. Столицу возможно сделать комфортной и благоприятной.

Различные исследования показывают, что почти половина москвичей волнуется на тему экологического состояния своего города, пишут «Ведомости». Ведь это показатель качества жизни общества. Человек может быть здоровым только тогда, когда его окружает благоприятная экологическая обстановка. Большой город, в котором живет несколько миллионов человек, в котором развита автомобильная сеть, рядом с которым есть крупные мусорные полигоны в представлении многих не может быть благополучным с точки зрения окружающей среды.

На самом деле, даже крупный город может быть экологически благоприятным и комфортным местом. Об этом «Ведомостям» рассказал лидер экологической партии «Альянс Зеленых» Александр Закондырин.

Город мечты

Как показывают опросы, москвичи хотели бы жить в городе с большим количеством зеленых насаждений, в котором не будет пробок, станет ездить электротранспорт, не загрязняющий атмосферу, где будут благоустроенные общественные пространства. Также в таком городе-мечты должны быть чистая водопроводная вода, свежий воздух и качественные продукты питания, в идеале с пометками «био» и «эко».

И сегодня первые шаги к этому сделаны. Городские власти заняты активным урбанизмом. Сегодня в списке приоритетов организация общественных пространств, зон и парков. Они похожи на те, что действуют в Барселоне, Сингапуре и Нью-Йорк. Также уже устранили уродливую рекламу и проводят активную работу по озеленению города. Причем это касается и старинных районов Москвы, например, восстановили липы на улице Тверской. Также завершены проекты реконструкции очистных сооружений — Курьяновских и Люберецких, а также занялись модернизацией Московского НПЗ. Позитивные изменения налицо.

Городские проблемы

Но при этом стоит понимать, что есть и ряд проблем экологического спектра, которые пока не решаются в должной мере. Так, например, продолжает сохраняться ситуация с автомобильными пробками — а это достаточно серьезный фактор загрязнения окружающей среды. Усилия в организации трафика прикладываются, но пока этого недостаточно. Экологический мониторинг в Москве работает в усеченном варианте. Хотя очистные сооружения Мосводоканала провели работы по модернизации своих очистных сооружений, которые оцениваются в несколько миллиардов, качество водопроводной воды назвать на 100% идеальным нельзя. Также нередко можно услышать от москвичей претензии к состоянию Москвы-реки — не секрет, что использовать ее как реку для купания и проведения пляжного отдыха в рамках городах нельзя. Сегодня она нуждается в комплексной реабилитации. И это то, на что надо обратить внимание.

Пока еще эти точки напряжения просто беспокоят граждан — понятно, что решить быстро проблемы, которые накапливались годами, нельзя. Но скоро они могут привести к достаточно серьезным проблемам. И чтобы этого не произошло, московским властям необходимо заняться превентивными мерами и подключить квалифицированных экспертов, которые позволят быстрее и масштабнее решить все накопившиеся проблемы.

Какие есть варианты

Чистый воздух.

Сегодня статистика говорит, что 90% выбросов в столичном регионе приходится на выхлопы автомобилей, а оставшиеся проценты на промышленные предприятия, очистные сооружения и ТЭЦ. Но при этом попытки решать проблемы в этом направлении сталкиваются с пониманием, что нельзя сделать огромный многомиллионный город пешеходным. Ведь меры, направленные на ущемление одной категории граждан для удобства другой, вызовут недовольство жителей.

Но сразу же опускать руки не стоит — выход есть. Причем даже несколько. В первую очередь, необходимо уделить внимание развитию электротранспорта — новые электробусы, развитие трамвайной сети и т.д. Позитивным изменением в этом плане можно назвать строительство новых станций метро в Москве — они позволят исключить сразу несколько десятков, а то и сотен автомобилей, загрязняющих атмосферу. Соответственно, надо проработать инфраструктуру для такого транспорта, включая и автомобили.

Также ради чистоты воздуха необходимо вывести за пределы города предприятия-загрязнители. В первую очередь это касается Московского нефтеперерабатывающего завода. Ведь попытка вкладывать деньги в его модернизацию и взимание с завода дополнительных плат за вред экологии его вред не уменьшает.

Избавление от шума и пыли.

Переизбыток шума на городских улицах называется шумовым загрязнением. Причем, как отмечают специалисты, такая проблема встречается на 70% территорий Москвы. Так, например, на 20 децибелл превышен шумовой порог в области автомобильных магистралей, при проведении строительных работ цифра подрастает до 30 децибелл превышения нормы.

Также в большом городе нередка проблема пыли. Причем показатели довольно высокие, а наличие этой мелкой взвеси в воздухе может оказаться чреватым для здоровья горожан. Решение в данном случае простое — использование специальных систем шумо- и пылеподавления. В Москве такие системы есть, и они достаточно успешно работают. Для борьбы с пылью проводятся регулярные уборки городских улиц.

Бездомные животные.

Проблема бездомных животных беспокоит Москву уже не один десяток лет. И пока программ ответственного обращения с ними нет. Этим вопросом надо заняться — решить проблему с проживанием кошек в подвалах, борьбой с догхантерами. Тут поможет только системный план.

Важная зелень.

Уделить внимание зеленым насаждениям — одна из важнейших задач столичного правительства. Ведь люди снова хотят видеть свои дворики, утопающими в зелени. Новые парки, скверы, леса, деревья и кустарники — каждый гектар должен быть на учете. На данный момент правительство Москвы с этой задачей справляется на хорошем уровне. Озеленение идет даже на тех улицах, которые уже традиционно считаются «каменными».

Также должна помочь исправить ситуацию программа реновации. Она должна изменить облик города, позволит перестроить какие-то районы. Отлично будет, если в результате такой перестройки многих даже исторически сложившихся районов, удастся восстановить «зеленые лучи» или «клинья проветривания», предусмотренные Генпланом города еще в 1936 году. Тогда планировалось организовать в Москве лесопарковые зоны-коридоры, по которым воздушные массы могут заходить в город и выдувать смог. Высотные строения несколько скорректировали этот план, и эффект проветривания столицы потерялся. Если он будет восстановлен, то город получит более чистый и насыщенный кислородом воздух.

Также стоит задуматься об озеленении крыш зданий. Подсчитано, что в столице можно засадить растениями около 40 гектаров крыш. А это даст дополнительный кислород и дополнительные рекреационные пространства. Если посмотреть на зарубежный опыт, то засаживание крыш цветами и растениями практикуют в Париже. Германии, Швейцарии и т.д. Кстати, сегодня в Москве уже есть несколько зеленых крыш.

Энергоэффективность.

В ближайшее время у столицы есть все шансы поменять кардинально отношение к строительству. В рамках реновации будет возводиться большое количество домов, которые стоит делать с высокой энергоэффективностью. Сегодня нередко в зимний период времени в домах происходит отопительный перетоп. Отмечаются и утечки тепла, из-за чего требуется больше тепловой энергии. И получается, что отопление стоит дороже, чем могло бы почти на треть, и ТЭЦ жгут больше топлива, дополнительно нагружая атмосферу.

За границей уже давно строят здания, которые не требуют системы активного отопления или охлаждения. Но так как в Москве климат посуровее, чем в Европе, то тут такую программу надо реализовывать аккуратнее. Однако реализовать ее вполне возможно. Использование современных энергоэффективных технологий при возведении здания позволит снизить потребление тепла и электроэнергии. Воздух же при этом станет чище. Отдельное внимание следует уделить и программам капремонта, которые развернулись в столице. Правильно проведенный капремонт позволяет повысить энергоэффективность дома, снижая затраты на его отопление.

Вопросы отходов.

Сегодня мусорная тема — одна из самых горячих. Ведь уйти от нее нельзя: большие города производят мусор в больших количествах, а мест вокруг них, где можно утилизировать этот мусор, не так много. Для решения проблемы надо начинать практиковать раздельный сбор мусора. В Москве, кстати, эти программы уже начинают работать — появляются отдельные ящики для разных видов мусора и урны. Если использовать нормальный процесс сортировки, это позволит уменьшить объем мусора на 50%. А 50% — это то, что легко может быть переработано любыми современными способами, не вызывая неприятных запахов и газов.

Стоит помнить, что в ответе за свой город и каждый его житель. Нельзя рассчитывать на какие-то качественные изменения и формирование экологического сознания без инициативы со стороны жителей города. Ведь все идеи ресурсоснабжения, бережного отношения к природе и ответственного поведения должны быть повседневной жизнью каждого москвича. И тогда столица станет самым комфортным и чистым городом.

 

Изображение

Комментарии