Непростая экологическая ситуация тревожит жителей столицы. Согласно опросу исследовательского холдинга «Ромир», 42% москвичей обеспокоены состоянием окружающей среды. Как сделать столицу экологически благоприятным и комфортным местом для жизни? 27 апреля «Ведомости» попытались ответить на этот вопрос в статье, где своим видением решения проблемы поделился лидер экологической партии «Альянс Зеленых» Александр Закондырин.
ГОРОД ЗАДЫХАЕТСЯ В ПРОБКАХ
По мнению эксперта, городские власти движутся по пути развитого урбанизма: устраивают общественные пространства и парки на манер Барселоны, Нью-Йорка и Сингапура; постепенно избавляются от уродливой рекламы; проводят масштабные программы по озеленению города - даже липы на Тверской восстановили. К тому же, завершили проект реконструкции Курьяновских и Люберецких очистных сооружений и рапортовали о модернизации Московского НПЗ. Но несмотря на достаточное количество позитивных начинаний, многие экологические проблемы столицы сохраняются.
«Москва продолжает задыхаться от автомобильных пробок, что является основной причиной загрязнения атмосферного воздуха, - делится наблюдениями Александр Закондырин. - Система экологического мониторинга в городе функционирует в усечённом режиме. Качество водопроводной воды, несмотря на многомиллиардные инвестиции в систему очистных сооружений Мосводоканала, до сих пор оставляет желать лучшего. Москва-река является практически непригодной для купания и нуждается в комплексной реабилитации. Задвинутые на периферийный план, эти и другие экологические проблемы могут достаточно быстро перерасти в общественные протесты и социальные конфликты, что мы видим сегодня на примере Подмосковья. Чтобы не допустить подобного сценария, московским властям необходимо предпринимать превентивные меры и использовать квалифицированный, экспертный подход в решении экологических проблем».
По статистике, около 90% всех выбросов в столице приходится на автотранспорт, а остальное – на промышленные предприятия, ТЭЦ, очистные сооружения и прочее. Однако нельзя превратить весь город в одну большую пешеходную зону. Запреты вызовут еще большее недовольство жителей. Выходов из сложившейся ситуации несколько.
Эколог считает, что в первую очередь необходимо развивать удобный общественный электротранспорт. В этом плане решение московских властей о ликвидации троллейбусов откровенно удивляет. А вот строительство новых станций метро является позитивным фактором. Необходимо понимать, что каждый состав метро на маршруте – это сразу минус несколько десятков загрязняющих воздух автомашин.
Целесообразно активно развивать инфраструктуру для электрического автотранспорта. Например, в качестве пилотного проекта стоит заменить весь парк служебных автомобилей столичных чиновников на автомобили с электрической тягой.
«ЗЕЛЕНЫЕ ЛУЧИ» И «КЛИНЬЯ ПРОВЕТРИВАНИЯ»
Не стоит забывать о проблеме шумового загрязнения города - это касается 70% территории столицы. Величина превышений в зоне автомобильных магистралей доходит до 20-25 дБА, а при производстве строительных работ более 30 дБА. Кроме того, Москва очень пыльный город, проблема в содержании в воздухе мелкодисперсных частиц диаметром 10 и менее микрон (РМ 10). В Москве годовая концентрация РМ 10 составляет 33 мкг/м3, это очень высокий показатель. Периодически, например, во время пожаров в 2010 году, этот показатель доходил до 900 мкг/м3. По оценкам ВОЗ, РМ 10 впрямую влияют на развитие рака легких и сердечно-сосудистых заболеваний.
Для хорошего качества воздуха в Москве важны зелёные насаждения. Новые парки, скверы, леса, деревья и кустарники во дворах. И никаких необдуманных вырубок. Каждый гектар «зелёных лёгких» должен быть на особом контроле. В ходе реновации облик города изменится, какие-то районы будут перестроены. «Высшим пилотажем» станет, если в результате этой перестройки мы сможем восстановить «зелёные лучи», или «клинья проветривания», которые были предусмотрены в столице Генпланом 1936 года. Это были лесопарковые зоны-коридоры, по которым чистые воздушные массы могли зайти в город, а смог, наоборот, выдувался. Сегодня большая их часть застроена высотками, и эффект «проветривания Москвы» потерялся. Восстановив их, мы получим в городе более чистый и насыщенный кислородом воздух.
Ещё одна технология, которая должна быть реализована в ближайшей перспективе – озеленение крыш зданий. Ландшафтные архитекторы подсчитали, что в Москве можно посадить растительность примерно на 40 гектарах крыш. Дополнительный кислород и дополнительные рекреационные пространства – большая польза для города. В Париже на крышах сажают клумбы и даже разводят пчёл; в Германии не только общественные здания, но и большая часть частных домов имеют насаждения на крышах; в Швейцарии более 25% крыш городских зданий отведены под сады и зеленые газоны. Москва должна последовать этому примеру. Кстати, в городе уже существует несколько зелёных крыш, поэтому можно сказать, что технология успешно опробована в нашем климате.
НАКАЗ КАНДИДАТУ В МЭРЫ
Сейчас очень остро стоит проблема отходов. Подмосковье завалено мусором, местные жители больше не хотят жить рядом со свалками и устраивают «мусорные бунты». При этом раздельный сбор отходов в столице так и не внедрён. Нормальный процесс сортировки смог бы уменьшить общий объем мусора на 50%, а массу – на 20%. (отходы на стадии вывоза измеряют по объему – в кубометрах, а при захоронении на полигонах тоннами, по массе). Соответственно, 50% объема – это упаковка, которая может быть переработана с помощью целого ряда разных современных способов и технологий – по бумаге, стеклу, пластмассе.
Есть две модели раздельного сбора: европейская и американская. Первая предполагает пять ведер (для пищевых отходов, стекла, пластика, металлов и бумаги); вторая — два (для пищевых и непищевых отходов). По потреблению нам ближе американская модель. Но, по большому счету, выбор модели не столь важен. Главная цель — уменьшать количество захораниваемого мусора и перерабатывать отходы в максимально возможном объеме, тогда мусорный коллапс не наступит.
«В сентябре этого года состоятся выборы мэра Москвы, - резюмирует эколог. - Это шанс изменить существующее положение дел и провести общегородскую содержательную дискуссию о «зеленом» будущем столицы. Выборы - это возможность рассказать москвичам правду о состоянии экологии мегаполиса. Именно поэтому я принял решение принять участие в «зеленых» праймериз экологических организаций Москвы на должность градоначальника. Процедура «зеленых» праймериз максимально демократична и прозрачна. На сайте зеленыйкандидат.москва организовано онлайн-голосование. В середине мая запланированы публичные дебаты между кандидатами... Принять участие в праймериз сможет любой желающий, также как и сделать свой наказ кандидату в мэры. На Московском экологическом форуме будут подведены итоги праймериз, назван кандидат в мэры Москвы и представлена предвыборная программа, основной целью которой станет сделать московский регион экологически благоприятным и комфортным для жизни».
Комментарии