Эксперт Института энергетики и финансов в интервью ИА «Медиафакс» о перспективе экспорта американского сланцевого газа в Европу
НАША СПРАВКА: ВЛАДИМИР РЕВЕНКОВ, заведующий сектором газовых рынков Института энергетики и финансов, кандидат экономических наук. Специалист в области анализа экономики мировой нефтегазовой промышленности, занимающийся соответствующими проблемами на протяжении 35 лет. Работал в различных должностях - экономиста и старшего научного сотрудника во Всесоюзной научно-исследовательском институте экономики, организации производства и технико-экономической информации в газовой промышленности Министерства газовой промышленности СССР, заведующего сектором и начальника отдела Анализа зарубежной информации, заместителя начальника отдела Международного сотрудничества ОАО «Газпром». Специализируется в сфере анализа мировых газовых рынков, тенденций развития мировой газовой промышленности, имеет свыше 140 публикаций в отраслевых научно-технических изданиях.
- Владимир Иванович, после кризиса вокруг Украины и Крыма страны Европы заявили о намерении отказаться в перспективе от импорта российского газа. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы поставок сланцевого газа из США в Европу?
-Давайте рассмотрим те проекты, которые сегодня в США получили условное одобрение регулирующих органов, в частности Федеральной комиссии по регулированию отраслей энергетического сектора США. На сегодняшний день условно выдано разрешение на 7 таких проектов. По последним данным, эти проекты предусматривают освоение объемов сланцевого газа, равных от 60 до 85 млрд. кубометров газа. Теоретически этот газ можно поставлять на мировые рынки, в том числе и в Европу. Одни из этих проектов может быть реализован уже к 2017 году, но все остальные - не ранее 2020 года. Сам по себе объем в 85 млрд. достаточно большой. Но это меньше, чем Катар поставляет сегодня. Это меньше, чем наши газопроводные поставки в Европу или чем объем газа, доставляемого норвежскими танкерами. Американцам надо интенсивно продвигать эти проекты и получить окончательное разрешение на экспорт, которого пока еще нет. Потому что требуется экологическая перспектива. И только после этого мы можем говорить о реальном продвижении проектов поставок газа в Европу.
- Насколько рентабельны эти проекты? И если сравнить цены Газпрома и сланцевый газ из США, то какой из них будет дешевле?
- Одна дело - капиталовложения, другое дело – экономика этих проектов. Ведь известно, что цены на газ формируются сиюминутным балансом между спросом и предложением. Бывают очень большие скачки и падения. Дешевого газа не будет ни в одном из вариантов, который пытаются навязать американские лоббисты, преследуя свои политические цели. Заявления типа «Мы весь мир наводним дешевым сланцевым газом» - это не более, чем блеф. В Америке себестоимость сланцевого газа зависит от того, где находится месторождение. В сланцевых породах извлекается так называемый «влажный газ», насыщенный жирными фракциями, требующий сепарации продуктов и потом подачи в трубу. Потом идет сухой газ, обычный метан. Обычный газ, только извлекаемый различными методами с различных глубин и в разных условиях геологических залегания этих пластов. Поэтому с разных месторождений оценки себестоимости различны. Бывают моменты, что чисто сланцевый газ добывать нерентабельно, но за счет того, что осваивается нефтяной сектор, идет перераспределение доходов и расходов от смежной деятельности. То есть американцы рассматривают нефтяную и газовую промышленность в комплексе.
- У лидеров газовой отрасли США есть опасения, что с началом экспорта сланцевого газа США в Европу цена на газ внутри США повысится. Что Вы думаете об этом?
- Это совершенно оправданные опасения. Сегодня в США некоторые компании бросились вкладывать средства в сферу газохимии. И в ближайшие годы мощности полипропилена вырастут на сотни миллионов тонн к 2020 году. Это тоже вызовет дополнительный рост спроса на газ. Сейчас это делается исходя из сегодняшней ситуации, когда газ дешевый. Как только начнется ввод в эксплуатацию этих мощностей, мы увидим картину роста внутренних цены на газ в США. А как только американский газ пойдет на мировой рынок, мы также будем наблюдать и рост оптовых цен внутри США, против чего выступают потребители газа на американском рынке, которые пользуются льготной ситуацией и извлекают прибыль, что обеспечивает дешевизну и конкурентоспособность американских товаров перед иностранными.
- Чем отличается технология добычи обычного газа от сланцевого?
- При обычной технологии бурится вертикальная скважина, проникая в пласт, и под давлением пластов газ выходит наружу. Когда же мы имеем дело с трещиноватыми сланцевыми породами, нужно бурить вертикальную скважину, потом вести наклонную. Затем надо внедряться в ширину пласта, закачивать агенты: водные растворы с химическими добавками, чтобы освободить поры. И газ самотеком будет иметь приток в эту скважину. С точки зрения если говорить теплотворных характеристик, это зависит от того месторождения, которое разрабатывается. В США средняя калорийность газа составляет 9 тысяч 200 килокалорий на кубометр. Это обычного газа, а теплопроводность сланцевого газа может колебаться на 25% в ту или иную сторону.
- А каковы особенности сжиженного газа?
- Сжиженный природный газ перевозится танкерами различной грузоподъемности. Средний объем - 150 тысяч кубических метров. А есть и супертанкеры. Этим сейчас пользуется Катар - до 220 тысяч и выше кубических метров. Когда я был в Португалии, мне показали в терминале, как это работает в действии. Заполненная емкость и сжиженный газ в виде бесцветной жидкости. Он абсолютно безопасен в эксплуатации. Он при комнатной температуре сам испаряется. И вот подносишь спичку к этому баллону, не опасаясь взрыва. При больших минусовых температурах газ поддерживается в жидком состоянии. Он свободно испаряется в газообразное существо, его можно закачивать в трубу. Можно транспортировать по газопроводу.
- А в Европе тоже есть запасы сланцевого газа?
- Да, в Европе существует потенциал и технически извлекаемые ресурсы. Запасы сланцевого газа есть и в Польше, и в Швеции, и в Германии. Но все это осваивать на компактной территории очень сложно. Это чревато экологическими последствиями. Вот почему общественность выступает против того, чтобы все это осваивать. Некоторые транснациональные компании, к примеру в Польше, вели такую работу, но вышли из этого проекта. Они списали 2 млрд. долларов расходов, связанных с разработкой сланцевых месторождений. Поэтому это затратный бизнес. Он хорошо пошел в США на фоне хорошо развитой нефтегазовой промышленности, на фоне разветвленной существующей нефтегазовой инфраструктуры. Ну и тех просторов, которыми страна располагает.
- Какова вероятность, что Европа откажется от российского газа и перейдет на сланцевый газ из США?
- Для того, чтобы поставлять газ, надо иметь какие-то долгосрочные контракты, гарантированного потребителя. Надо заключать какие-то контракты, которые бы давали ясное представление, на что готов пойти покупатель, на какие цены и расходы, чтобы приобретать эту продукцию. У Газпрома есть долгосрочные контракты со странами Европы на ближайшие годы. Так что нам надо сохранять спокойствие и одновременно разрабатывать проекты поставок российского сжиженного газа. И как наши цифры показывают, до 2020 года все российские программы производства и экспорта СПГ вписываются в картину потребностей Европы в этом вопросе.
- Может ли в конечном итоге сланцевый газ подорвать позиции Газпрома?
- Я не думаю. Прогнозы всех ведущих транснациональных компаний таковы: до 2035 года существенных подвижек в мировом топливно-энергетическом балансе не произойдет. Три основных энергоносителя – нефть, газ и уголь – будут составлять 80% обеспечения потребностей. Так что позиции Газпрома как минимум в ближайшие два десятилетия будут прочными.
- А проект «Южный поток» будет продолжен?
- Реализация «Южного потока» идет по плану, но мы берем на себя определенные риски, связанные с тем, что Европа начинает выдвигать заведомо невыполнимые требования. Брюссель настаивает на применении положений Третьего энергетического пакета, который запрещает компаниям заниматься одновременно поставками и транспортировкой энергоносителей.