Из сообщений средств массовой информации мне стало известно о планах «Независимой нефтегазовой компании» построить нефтяной терминал «Таналау» на Таймыре в устье реки Енисей.
Специалисты Морского государственного университета (Владивосток) провели моделирование ущерба от разлива нефти при танкерной аварии указанного строительного проекта. Результаты показали, что по наихудшему сценарию нефтью будет загрязнено не менее 45 км побережья заказника Бреховские острова. Общая протяжённость загрязнённого правобережья Енисея составит на первые сутки около 96,5 км. Через 5 суток протяжённость загрязнения в районе Байкаловска составит не менее 83,5 км, в районе Воронцово — 90 км, в Енисейском заливе — 79,5 км.
Помимо опасности разлива нефти, строительство терминала «Таналау» в районе Байкаловска может привести к вспышке сибирской язвы. По данным ФГБНУ НИИ сельского хозяйства и экологии Арктики непосредственно на территории проведения работ находятся два очага этой болезни, каждый по 60 кв. км. Учёные отмечают, что проводить строительные и изыскательные работы в этом районе крайне опасно как для работающего персонала, так и для фауны. Дикие животные и птицы могут разнести инфекцию на очень большое расстояние.
14 марта 2017 года, в Международный день рек, активисты партии «Альянс Зеленых» провели серию пикетов "Защитим Енисей!" у Представительства Красноярского края при Правительстве Российской Федерации в Москве с целью экологической защиты реки Енисей от опасных планов «Независимой нефтегазовой компании» по созданию нефтяного терминала «Таналау» на Таймыре.
В связи с вышеизложенным, прошу Вас, уважаемый Сергей Ефимович, взять ситуацию под личный контроль, не допустить нарушения природоохранного законодательства и пресечь планы «Независимой нефтегазовой компании» по строительства предприятий, представляющих серьезную экологическую угрозу целому региону.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотрело обращение председателя политической партии «Альянс зеленых» Закондырина А.Е. (вх. Минприроды России № 03842-ОЕ/50 от 29.03.2017) о планируемом строительстве нефтяного терминала «Таналау» на Таймыре в устье реки Енисей и в рамках установленной компетенции сообщает.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, предусмотрено обязательное проведение оценки воздействия на окружающую среду (далее - ОВОС), которая является основой для принятия решения о ее реализации, а также для разработки природоохранных мероприятий, направленных на предупреждение (минимизацию) возможных негативных последствий.
Процедура проведения ОВОС регламентируется Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утверждённым приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372.
В процессе ОВОС проводится изучение природных и техногенных условий территории, изучение, оценка и прогноз возможных изменений природных и техногенных условий территории применительно к объекту капитального строительства при осуществлении строительства, реконструкции такого объекта и после их завершения, определяется возможность минимизации воздействий, рассматриваются альтернативные варианты реализации намечаемой деятельности (в том числе варианты мест размещения объекта) или отказ от реализации намечаемой деятельности с учетом результатов проведенной оценки воздействия на окружающую среду, а также выявляются и учитываются общественные предпочтения.
В состав проектной документации объектов капитального строительства в соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, включается раздел «Перечень мероприятий по охране окружающей среды», который должен содержать, в том числе, результаты оценки воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду и перечень мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта капитального строительства.
Оценка соответствия проектной документации экологическим требованиям осуществляется в рамках предусмотренных законодательством экспертиз.
Перечень объектов государственной экологической экспертизы (далее - ГЭЭ) установлен статьями 11 и 12 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - Закон № 174-ФЗ).
Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, Росприроднадзор уполномочен организовывать и проводить ГЭЭ федерального уровня в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
По информации Росприроднадзора, заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Обустройство Пайяхского и Северо-Пайяхского месторождений. Нефтяной терминал Таналау», устанавливающее соответствие представленной проектной документации требованиям законодательства в области охраны окружающей среды, утверждено приказом Росприроднадзора от 17.12.2015 № 1026.
Согласно статье 14 Закона № 174-ФЗ обязательным условием принятия материалов на ГЭЭ, в том числе повторную, является наличие в них материалов оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит ГЭЭ, а также материалов обсуждений объекта ГЭЭ с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
Статье 18 Закона № 174-ФЗ установлено, что заключения ГЭЭ могут быть оспорены в судебном порядке.
Дополнительно информируем, что оценка соответствия проектной документации объектов капитального строительства, не относящихся к объектам ГЭЭ, требованиям технических регламентов, в том числе санитарно- эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов проводится в рамках экспертизы проектной документации в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, экспертиза проектной документации объектов капитального строительства организуется и проводится государственным учреждением, подведомственным Минстрою России, а также уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными указанным органам государственными учреждениями, в рамках установленной компетенции.
Заместитель директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды
Ход дела
Уважаемый Сергей Ефимович!
Из сообщений средств массовой информации мне стало известно о планах «Независимой нефтегазовой компании» построить нефтяной терминал «Таналау» на Таймыре в устье реки Енисей.
Специалисты Морского государственного университета (Владивосток) провели моделирование ущерба от разлива нефти при танкерной аварии указанного строительного проекта. Результаты показали, что по наихудшему сценарию нефтью будет загрязнено не менее 45 км побережья заказника Бреховские острова. Общая протяжённость загрязнённого правобережья Енисея составит на первые сутки около 96,5 км. Через 5 суток протяжённость загрязнения в районе Байкаловска составит не менее 83,5 км, в районе Воронцово — 90 км, в Енисейском заливе — 79,5 км.
Помимо опасности разлива нефти, строительство терминала «Таналау» в районе Байкаловска может привести к вспышке сибирской язвы. По данным ФГБНУ НИИ сельского хозяйства и экологии Арктики непосредственно на территории проведения работ находятся два очага этой болезни, каждый по 60 кв. км. Учёные отмечают, что проводить строительные и изыскательные работы в этом районе крайне опасно как для работающего персонала, так и для фауны. Дикие животные и птицы могут разнести инфекцию на очень большое расстояние.
14 марта 2017 года, в Международный день рек, активисты партии «Альянс Зеленых» провели серию пикетов "Защитим Енисей!" у Представительства Красноярского края при Правительстве Российской Федерации в Москве с целью экологической защиты реки Енисей от опасных планов «Независимой нефтегазовой компании» по созданию нефтяного терминала «Таналау» на Таймыре.
В связи с вышеизложенным, прошу Вас, уважаемый Сергей Ефимович, взять ситуацию под личный контроль, не допустить нарушения природоохранного законодательства и пресечь планы «Независимой нефтегазовой компании» по строительства предприятий, представляющих серьезную экологическую угрозу целому региону.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотрело обращение председателя политической партии «Альянс зеленых» Закондырина А.Е. (вх. Минприроды России № 03842-ОЕ/50 от 29.03.2017) о планируемом строительстве нефтяного терминала «Таналау» на Таймыре в устье реки Енисей и в рамках установленной компетенции сообщает.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, предусмотрено обязательное проведение оценки воздействия на окружающую среду (далее - ОВОС), которая является основой для принятия решения о ее реализации, а также для разработки природоохранных мероприятий, направленных на предупреждение (минимизацию) возможных негативных последствий.
Процедура проведения ОВОС регламентируется Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утверждённым приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372.
В процессе ОВОС проводится изучение природных и техногенных условий территории, изучение, оценка и прогноз возможных изменений природных и техногенных условий территории применительно к объекту капитального строительства при осуществлении строительства, реконструкции такого объекта и после их завершения, определяется возможность минимизации воздействий, рассматриваются альтернативные варианты реализации намечаемой деятельности (в том числе варианты мест размещения объекта) или отказ от реализации намечаемой деятельности с учетом результатов проведенной оценки воздействия на окружающую среду, а также выявляются и учитываются общественные предпочтения.
В состав проектной документации объектов капитального строительства в соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, включается раздел «Перечень мероприятий по охране окружающей среды», который должен содержать, в том числе, результаты оценки воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду и перечень мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта капитального строительства.
Оценка соответствия проектной документации экологическим требованиям осуществляется в рамках предусмотренных законодательством экспертиз.
Перечень объектов государственной экологической экспертизы (далее - ГЭЭ) установлен статьями 11 и 12 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - Закон № 174-ФЗ).
Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, Росприроднадзор уполномочен организовывать и проводить ГЭЭ федерального уровня в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
По информации Росприроднадзора, заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Обустройство Пайяхского и Северо-Пайяхского месторождений. Нефтяной терминал Таналау», устанавливающее соответствие представленной проектной документации требованиям законодательства в области охраны окружающей среды, утверждено приказом Росприроднадзора от 17.12.2015 № 1026.
Согласно статье 14 Закона № 174-ФЗ обязательным условием принятия материалов на ГЭЭ, в том числе повторную, является наличие в них материалов оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит ГЭЭ, а также материалов обсуждений объекта ГЭЭ с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
Статье 18 Закона № 174-ФЗ установлено, что заключения ГЭЭ могут быть оспорены в судебном порядке.
Дополнительно информируем, что оценка соответствия проектной документации объектов капитального строительства, не относящихся к объектам ГЭЭ, требованиям технических регламентов, в том числе санитарно- эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов проводится в рамках экспертизы проектной документации в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, экспертиза проектной документации объектов капитального строительства организуется и проводится государственным учреждением, подведомственным Минстрою России, а также уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными указанным органам государственными учреждениями, в рамках установленной компетенции.