Все борются за власть — мы боремся за жизнь.

ЗЕЛЁНАЯ ИДЕОЛОГИЯ: СО СТРАНИЦ КНИГ В МАССЫ.

Сергей Беличенко
Эксперт
Как все великие идеи, зеленая идея пришла в мир через литературу. В 1960-х годах свет увидела книга Жана Дорста «До того как умрет природа». В этой книге впервые появился анализ современной разрушительной системы хозяйствования и дан пугающий прогноз на будущее. Книга имела оглушительный успех.
 
Вслед за этим произведением свет увидели творения Фарли Моуэта, Джой Адамсон, Джеральда Даррелла и многие других писателей и мыслителей.  Как и Жан Дорст в своих работах они ярко  описывали проблемы разрушения окружающей среды и трагедию исчезновения отдельных видов животных. Но они были не только активистами  и пропагандистами, но и  добивались конкретных результатов в своей деятельности: создавали зоопарки для сохранения вымирающих видов, отрабатывали технологию реинтродукции животных в природную среду, осваивали общественные формы ненасильственного сопротивления наиболее разрушительным проектам. Сейчас уже можно утверждать, что они заложили начало переосмысления  отношений человека с природой,  места человека на Земле, его ответственности перед поколениями.
 
Большинство книг на «зелёную» проблематику было переведено и издано в СССР. Хотя некоторые, в частности, произведение Жана Дорста, и вышли со значительными купюрами. Кстати, следует отметить, что развитие «зелёных идей» в нашей стране не отставало от Запада. Ещё в 1924 году было создано Всероссийское общество охраны природы, которое функционирует и по сей день. Именно благодаря позиции отечественных активистов – экологов, в том числе из Всероссийского общества охраны природы, была остановлена разработка проекта переброски северных рек в южном направлении. Но вернёмся к эпохе 60-х, времени формирования «зелёной» идеологии. Сегодня нелишним будет вспомнить, что вплоть до конца 60-х годов, до появления плеяды экологически ориентированных мыслителей и писателей с их концепцией бережного отношения к природе, идею человеческого прогресса понимали как поступательную победную войну против стихийных сил природы. Вспомним лозунг  Ивана Мичурина: "Мы не можем ждать милости от природы...", который был записан во все советские учебники. Но, так как Мичурин мыслили не только в СССР, но и на Западе.  Там, как и у нас, любые неразрушающие способы хозяйствования рассматривались как пережитки дикости. Сам неразрушающий уклад и люди, которые жили в гармонии с природой, подлежали искоренению как нецивилизованные. Вспомним, что от усилий цивилизаторов погибли целые народы, миллионы людей.
 
Как бы то ни было, к концу 70-х годов ХХ века зеленые писатели и мыслители полностью дискредитировали в массовом сознании идею непримиримой  борьбы с природой. Они сформировали моду на зеленые идеи. Можно утверждать, что вся социальная активность в этом направлении возникла именно как результат коренного изменения массового сознания под воздействием зелёных идей. Нельзя не отметить, что другой мощный импульс в развитии зеленого движения дал европейский экологический кризис 60- 70 годов. От лондонского смога гибли тысячи людей, кислотные дожди превращали европейские леса в пустыни и растворяли итальянские дворцы и скульптуры, а водой из Рейна можно было проявлять фотопленку. Такие масштабы катастрофы заставили общество объединиться и принять результативные меры по защите природной среды, поставив во главу угла именно зелёную идеологию.
 
В итоге к концу 70-х в Европе отрицать зеленые идеи стало почти что неприлично. И если еще в 60-х акции Гринписа почти никто бы не воспринимал, то в 80-е к ним было приковано внимание ведущих СМИ. Как следствие, зелёные идеи ввиду их популярности у избирателей, появились и в программах и повестке политических партий. Слиянию зелёных идей с политикой способствовала и так называемая «университетская революция 68 года», которая сильно поменяла весь политических ландшафт Западной Европы и Америки. Движущая сила этих волнений, студенты, добавили к зелёной идеологии и социальные аспекты – пацифистские и феминистские идеи. Уже позже к ним добавились ультра либеральные воззрения на необходимость защиты сексуальных меньшинств. Именно так очень неоднородная «Зеленая идеология» постепенно стала приобретать  современные очертания.
 
Бунтари и анархисты выросли и остепенились и быстро  стали основой западного образованного класса. Появились активисты, которые создали множество  самых разных природоохранных организаций, от романтических и анархических, до экстремистских. Были созданы журналы, кафедры университетов, фонды, специализированные лаборатории. Стали появляться партии и фракции в парламентах практически всех развитых стран. Были подписаны международные конвенции и сформированы целые пласты международного права. 
 
В настоящее время зеленые идеи объединяют самые разные движения и инициативы, не только экологические. Попробуем их перечислить:- Экологическое движение, представляющее из себя собственно протест против загрязнения среды, при котором происходит  необратимая  деградация природных сообществ;- Пацифистское движение за мир, разрядку, разоружение, против службы в армии;- Движение за сохранение местной среды. При чём под средой понимается не столько природа, сколько весь местный уклад, местные традиции, местные продукты;- Феминистское движение;- Анархическое движение, ставящее в том числе цель минимизировать влияние государства на отдельных людей до возможного минимума;- Движение за либерализацию "прав личности", отстаивающее права меньшинств, добивающееся либерализацию легких наркотиков, абортов, права на захват пустующих земель и строений.
 
В разных зеленых организациях эти течения могут быть представлены в разной пропорции. В нынешнем состоянии все они в разных формах либо присутствуют в составе зеленых фракций и групп, либо пользуются солидарностью с ними по ключевым вопросам. Собственно, как мы видим, зеленая идеология объединяет  очень различные организации, как-то общественные, международные, политические. Но теперь рассмотрим основы, на которых может быть построена зелёная партия. Для этого вспомним, что целью политические партии является влияние на политику государства.  Политические цели зеленых можно отнести к умеренным левым (с точки зрения деления на «левые – правые» в западной, но не российской политологии), с яркой экологической спецификой.
 
В чем же заключается основные политические положения зеленых, разделяемые всеми зелеными партиями и движениями? Ответим - в современной экологической политике можно выделить четыре основных ключевых принципа "четыре столпа Зеленой партии":1.Требование сменить  направление  развития общества. Подчеркну, что сейчас таким направлением является  обеспечение максимального роста потребления любой ценой. В перспективе, на наш взгляд, этот путь уверенно ведет нас к гибели. Зеленые предлагают  поменять это направление на концепцию устойчивого развития, когда сохранение среды входит в число главных целевых показателей.
 
Очевидно, всегда можно найти такой способ хозяйствования, при котором среда, в которой такое хозяйствование происходит, не будет подвергаться необратимой деградации.  Даже можно построить такое хозяйство, которое постепенно будет эту среду улучшать по сравнению с положением на сегодня. Говоря словами академика Дмитрия Львова, у хозяйственной деятельности всегда есть «коэффициент вредного действия» и его можно и нужно минимизировать. При это далеко не факт, что рост потребления будет при такой оптимизации сильно замедляться. По крайней мере, есть экономики, в которых при учете требований устойчивого развития, темпы роста остаются по европейским меркам достаточно высокими, например в Голландии,  Дании и Германии. Главный результат этого опыта европейских коллег заключается в том, что зеленые методы хозяйствования не требуют в качестве инвестиций намного больших средств, но требуют постоянного контроля и внимания к мелочам.2. Вторая базовая идея – это ненасилие, подразумевающее последовательное претворение принципа ненасилия, как внутри страны, так и за ее пределами. Последовательная  борьба за мир. На Западе эту идею приписывают Ганди, хотя радикальный отказ от насилия в мировую культуру  привнес Лев Толстой. Значительная часть писем Толстого к Ганди именно об этом. Суть принципа состоит в том, что двигаясь по пути насилия, можно только преумножить   зло. Даже подготовка к насилию, гонка вооружений, делает мир хуже. С военным производством появляются слои, заинтересованные в напряженности – а далее необходим лишь повод. Производство вооружения ставит завесу секретности, поэтому   общественного контроля за экологическими последствиями военного производства никогда не бывает. Война – это не только трагедия людей, это всегда  и экологическая катастрофа. Милитаризм в мировом масштабе отбирает ресурсы у бедных и тратит их на производство вооружений.
 
В применении к природной среде принцип ненасилия тоже приносит ощутимые результаты. Оказалось, что если ограничить активность по преобразованию естественного ландшафта, то экономический результат оказывается более устойчивым при меньших рисках. Не вкладывая огромных средств в разрушение природного ландшафта и строительство искусственного,  можно добиться значительного большего качества жизни и роста экономики. Бонусом является отсутствие длительных неудобств крупного строительства. Низовая демократия (ценность многообразия общественных форм) это принцип, согласно которому у каждого местного сообщества, есть свои особенности жизни, которые с местного уровня более понятны и на этом уровне их можно решить эффективнее и дешевле.  Поэтому, всё, что можно децентрализовать, нужно отдать на усмотрение местных выборных органов. Другое название этой идеи  - "низовая демократия". Она предусматривает снижение роли вертикальных общенациональных механизмов управления, в пользу региональных и местных, соответствующее перераспределение финансовых потоков и бюджетных полномочий.  Все сообщества должны иметь свои права, начиная с самых малых общин, как-то дом, улица, квартал, микрорайон, район. В центр нужно передавать только те функции, которые могут осуществляться только в центре, такие как политическое устройство, армия, безопасность, валюта, внешняя политика. Минимум указаний сверху, и максимум возможностей распоряжаться местными ресурсами дают лучший эффект, и не воспринимаются как насилие сверху. Этот  принцип широкий. Например, всё, что не вредит обществу явно, нельзя запрещать. Отсюда признаваемая всеми европейскими зелеными толерантность к меньшинствам и легким наркотическим веществам, последовательная декриминализация всего, что не представляет общественной опасности. В условиях  России эти тезисы пока принимают неоднозначно.
 
Характерно, что зеленые партии ценят разнообразие и в своих рядах и поэтому не настаивают на так называемом "демократическом централизме". Члены партии не клянутся при вступлении в верности своему ЦК, отступления от руководящей линии обсуждается, но не наказывается.4.Социальная справедливость. Эта идея присутствует у всех левых.  У коммунистов даже был принцип «от каждого по способностям…».  Мы помним как это выглядело на практике. Левое направление в политике под справедливостью обычно подразумевает государственную систему распределения благ. При этом государство отбирает эти блага у тех, кто эти блага производит. Разница между коммунистами и социалистами только в дозволенном  способе отъема. Коммунисты отбирают силой, социалисты отбирают через налоги. У зеленых же справедливость, это прежде всего равные возможности в работе, учебе, доступу к социальным лифтам, реальное равноправие возможностей.  При этом зеленые являются последовательными  противниками  монополизма, и поддерживают  местное производство. Другая составляющая справедливости это солидарность, коллективная помощь слабым. Солидарность с наименее защищенными слоями населения, это не только прямая помощь, это переход к более разумному и умеренному потреблению.  В этом тезисе позиция зеленых оказывается близка к социальной позиции Православной церкви, которая осуждает неразумный культ потребления и приветствует помощь обездоленным. Если Церковь считает, что культ потребления калечит души, то зеленые добавляют, также  может необратимо разрушить среду обитания.
 
Но вернёмся к реалиям. Отметим, что основными направлениями работы российских зеленых являются это пропаганда идей, участие в воспитании студенчества, издание книг и журналов, зеленые инициативы на местах, работа с властью, через Государственную Думу и через общественное мнение, выдвижение кандидатов, разработка общегосударственных и местных программ. В этой связи остаётся призвать: «Давайте 
действовать. Для всех найдется достойная работа в этом общем деле».

Комментарии