Несмотря на достаточное количество позитивных начинаний, многие экологические проблемы столицы не решаются. Их никто не обсуждает публично, не видно стремления администрации города узнать мнение москвичей по их поводу. Между тем, как мы видим сегодня на примере Подмосковья, экологические проблемы, которые замалчиваются и не решаются, могут перерасти в общественные протесты.
Я вижу в выборах мэра Москвы шанс изменить существующее положение дел и провести общегородскую содержательную дискуссию о «зелёном» будущем столицы. Выборы – это возможность рассказать москвичам правду о состоянии экологии мегаполиса и спросить, какие аспекты экологии их волнуют больше всего. Именно поэтому мы разработали такой проект, как «зелёные праймериз».
После определенных раздумий и я сам принял решение участвовать в этом своеобразном конкурсном отборе экологических активистов и организаций Москвы на должность градоначальника. Хотел бы подчеркнуть, что это надпартийная инициатива. И очень радостно, что в предварительном голосовании принимают участие представители Российской экологической партии «Зеленые». У нас есть шанс наконец консолидировать всё «зеленое» движение на этих выборах.
Сейчас, на мой взгляд, больше всего мешает жить москвичам такая экологическая проблема, как загрязнение атмосферного воздуха. По статистике, около 90% всех выбросов в столице приходится на автотранспорт, а остальное – на промышленные предприятия, ТЭЦ, очистные сооружения и прочее. Загрязнённый воздух доставляет дискомфорт, увеличивает частоту и тяжесть различных заболеваний, в первую очередь, конечно, лёгочных. В последние годы бывает, что целые районы города массово жалуются на неприятный запах, головные боли, и другие последствия выбросов. Кроме того, Москва очень пыльный город, а пыль, особенно её наиболее мелкие частицы, влияют на развитие рака легких и сердечно-сосудистых заболеваний.
Как это решать? В первую очередь, развивать общественный электротранспорт. Метро, трамваи, троллейбусы, электробусы – каждая единица такого транспорта уменьшает количество загрязняющих воздух автомашин в городе. Целесообразно активно строить инфраструктуру для электрического автотранспорта. Развитие и пропаганда велотранспорта тоже помогает сделать воздух чище, а москвичей здоровее. Решение проблемы пыли и шума тоже есть: во всех современных мегаполисах мира установлены системы шумо- и пылеподавления. Деньги у города тоже в бюджете имеются.
Московские власти постоянно говорят об улучшении транспортной ситуации. Однако именно московские пробки - основная причина загрязнения воздуха. Если улучшение и есть, то оно незначительное. Средняя температура по больнице, макростатистика, которая не меняет в целом очень печальную картину, говорит о том, что кардинально ситуация не изменилась.
Москва не приспособлена для нужд современного мегаполиса с таким количеством жителей и автотранспорта: не хватает улично-дорожной сети (сейчас УДС составляет 8% при минимально необходимых 25%). Плюс, город по-прежнему моноцентричный и большая маятниковая миграция: утром – из области и периферийной части города в центр, вечером – наоборот.
Следствием этого и являются автомобильные пробки, которые вносят очень серьёзный вклад в загрязнение столичного воздуха. Этот разрыв между потребностью города и фактическим состоянием дел нужно закрывать. Но строить новые дороги не как попало и не в ущерб зелёным зонам, а с учётом мнения москвичей. Программа реновации может здесь сыграть положительную роль. И, конечно, развивать города-спутники (Химки, Одинцово, Балашиху, Подольск и т.д.), чтобы у местных жителей была там работа и вся необходимая инфраструктура, и, соответственно, снизился транспортный поток.
Также для улучшения качества воздуха нужно снизить объёмы выбросов предприятий и содержание пыли в воздухе. На мой взгляд, необходимо завершить вывод за пределы города предприятий-загрязнителей. В первую очередь, Московского нефтеперерабатывающего завода. Никакие модернизации этого предприятия и плата в бюджет за негативное воздействие не способны уменьшить тот вред, который он наносит экосистеме города.
Что касается пыли, решения – в улучшении качества уборки улиц, увеличении числа зелёных насаждений (они предохраняют почву от эрозии, которая и даёт значительную часть пыли, а также работают как «живые фильтры» для грязи в воздухе). Можно и нужно устанавливать и специальные системы пылеподавления.
Зелёные насаждения важны для качества воздуха в Москве, комфортного физического и психологического состояния жителей. Несмотря на масштабные программы «Моя улица» и «Миллион деревьев», а также присоединение «Новой Москвы», городу зелени резко не хватает. За 15 лет мы потеряли не менее 700 га деревьев и кустарников, озеленённые территории составляют менее 10% площади столицы.
Нам нужны новые парки, скверы, леса, деревья и кустарники во дворах. И никаких необдуманных вырубок. Каждый гектар «зелёных лёгких» должен быть на особом контроле.
В ходе реновации облик города изменится, какие-то районы будут перестроены. «Высшим пилотажем» станет, если в результате этой перестройки мы сможем восстановить «зелёные лучи», или «клинья проветривания», которые были предусмотрены в столице Генпланом 1936 года. Это были лесопарковые зоны-коридоры, по которым чистые воздушные массы могли зайти в город, а смог, наоборот, выдувался. Сегодня большая их часть застроена высотками, и эффект «проветривания Москвы» потерялся. Восстановив их, мы получим в городе более чистый и насыщенный кислородом воздух.
Ещё одна технология, которая поможет – озеленение крыш зданий. В Москве можно посадить растительность примерно на 40 гектарах крыш. Дополнительный кислород и дополнительные рекреационные пространства – большая польза для города. В Европе это уже практически норма благоустройства, и нам тоже пора её активно внедрять. Кстати, в городе уже существует несколько зелёных крыш, поэтому можно сказать, что технология успешно опробована в нашем климате.
Далее, сейчас очень остро стоит проблема мусора, в том числе в столице и Подмосковье. Москва генерирует огромные объёмы отходов, примерно 8 млн тонн только твердых коммунальных отходов ежегодно. Есть еще строительные, промышленные, биологические и медицинские отходы. Представьте себе, на столицу приходится примерно 1/5 часть твёрдых коммунальных отходов всей России. Подмосковье завалено этим мусором, местные жители больше не хотят жить рядом со свалками и устраивают «мусорные бунты». Да и в Новой Москве появился рядом с жилыми кварталами крупный полигон, жители крайне недовольны. Свалки – это «позапрошлый век» обращения с отходами, они отравляют воздух, воду, почву, повышают уровень эпидемиологической опасности. И столица, и Московская область страдают от них.
Решение – внедрение в столице раздельного сбора отходов. Нормальный процесс сортировки смог бы уменьшить общий объем мусора на 50%, а массу – на 20% (отходы на стадии вывоза измеряют по объему – в кубометрах, а при захоронении на полигонах тоннами, по массе). Наша цель — уменьшать количество захораниваемого мусора и максимально перерабатывать вторсырьё. Тогда мусорный коллапс не наступит, а город получит большую экономическую выгоду. Не зря придумали лозунг «Отходы в доходы!»
Безусловно, для этого нужно формировать экономическую мотивацию у граждан. Например, при использовании раздельного сбора должна быть 50% скидка на стоимость вывоза коммунального мусора. Соответствующее предложение сейчас обсуждается на федеральном уровне, в ближайшее время будут внесены поправки в законодательство.
Но самое важное другое. Мы должны изменить отношение людей к экологии. Идеи ресурсосбережения, бережного отношения к природе и экологически ответственного поведения должны стать частью нашей повседневной жизни. Это должно быть модным. А шанс изменить ситуацию в позитивную сторону есть уже сейчас. Давайте им воспользуемся.