В Арзамасском районе областным правительством был выделен участок под строительство ТБО. Инвестор разработал и согласовал проект, приступил к работам. Однако, из-за протестов жителей, губернатор области распорядился отклонить разрешение на строительство. Инвестор обратился с иском о возмещении затрат к областному правительству, новый участок не определен, новых инвесторов нет.
В Богородском районе областным правительством был выделен участок под строительство ТБО. Инвестор разработал и согласовал проект. Однако жители обратились в суд и получили судебное решение о незаконности выделения данного участка под полигон. В настоящее время областное правительство ищет новую площадку.
В Выксунском районе областным правительством был выделен участок под строительство ТБО. Инвестор разработал, согласовал проект и приступил к работам. Однако жители обратились в суд и получили судебное решение о незаконности выделения данного участка под полигон. В настоящий момент инвестор готовит иск в суд к Нижегородскому правительству.
Летом 2012 года начал работу новый полигон ТБО в Дзержинском районе Нижнегородской области. В настоящий момент данный полигон представляет собой обычную свалку без мусоросортировки. Высота складируемого мусора составляет около 15 м. В ближайшее время встанет вопрос о расширении данного объекта.
В Городецком районе запущен полигон, работающий как обычная свалка. Строительство и запуск полигона сопровождались протестами жителей. Жители обратились в суд и выиграли дело, поскольку земли, отведенные под полигон, являются землями сельхозназначения. Кроме того, данный полигон эксплуатируют муниципальные районы Нижегородской области, находящиеся на расстоянии 100-150 км от него.
В июле 2012 года был закрыт полигон ТБО «Игумновский» в Дзержинском районе Нижегородской области. Однако в настоящее время на данный объект продолжают свозиться ТБО в больших количествах. Кроме того, в результате бесконтрольной приемки отходов, на данный полигон попадают значительное количество отходов промышленного производства. Это говорит об отсутствии контроля за ситуацией со стороны природоохранных ведомств. При этом на реализацию мероприятий ОЦП из бюджета Нижегородской области выделяются сотни миллионов рублей.
Председатель Центрального Совета партии «Альянс Зеленых – Народная партия»
Председателю Центрального Совета партии "Альянс Зеленых - Народная партия"
Олегу Митволю
Прокуратурой области рассмотрено Ваше обращение по вопросу неэффективной реализации Областной целевой программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области на 2009-2014г.г.» (далее - Областная целевая программа).
Проверкой изложенных в Вашем обращении доводов о нарушении федерального законодательства установлено следующее.
В соответствии с Областной целевой программой неутилизируемые твердые бытовые отходы должны вывозиться для захоронения на 9 полигонов, 8 из которых должны обслуживать несколько муниципальных образований и иметь статус межмуниципальных. Проектирование и строительство новых полигонов будут осуществляться на основании согласованных с органами местного самоуправления и утвержденных в установленном законодательством порядке инвестиционных проектов.
Рекомендуемая дислокация планируемых объектов (на территории г.Дзержинска, Балахнинского, Богородского, Городецкого. Кстовского. Выксунского, Вадского, Сергачского и Уренского районов) определена исходя из экологического зонирования, осуществленного на основании анализа данных по образованию и размещению отходов в Нижегородской области.
Областная целевая программа предусматривает комплекс мероприятий, направленный на улучшение экологической обстановки в Нижегородской области и создание эффективных механизмов управления сферой обращения с отходами.
В этой связи, Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области действительно рекомендовано органам местного самоуправления при реализации полномочий в сфере обращения с отходами производства и потребления руководствоваться положениями областной целевой программы.
Необходимость учета органами местного самоуправления положений Областной целевой программы обусловлена тем, что выделение органами местного самоуправления земельных участков для создания мест размещения ТБО без соблюдения дислокации планируемых объектов в дальнейшем потребует значительных финансовых затрат из муниципальных бюджетов на ликвидацию таких мест размещения ТБО.
По предварительным расчетам уполномоченного органа строительство в каждом муниципальном районе области объектов утилизации отходов, отвечающих всем требованиям природоохранного законодательства, потребует дополнительных затрат местных бюджетов в размере более 3,5 млрд. рублей. При этом, строительство таких объектов существенно не снизит для населения размер платы за оказание услуг в сфере вывоза и утилизации ТБО.
Внесение в Областную целевую программу с момента ее принятия изменений обусловлено перераспределением средств областного бюджета, а также увеличением количества программных мероприятий и объёма средств из федерального бюджета на их реализацию.
По доводам обращения о нарушении закона при размещении полигонов отходов в Арзамасском, Богородском, Выксунском и Городецком районах области, а также на территории г.Дзержинска сообщаю следующее.
Арзамасский район
Постановлением Правительства Нижегородской области от 20.06.2012 N2358 в Областную целевую программу внесены изменения, в соответствии с которыми межмуниципальный полигон для г.Арзамаса, Ардатовского, Арзамасского, Вадского, Вознесенского, Дальнеконстантиновского, Дивеевского, Лукояновского, Первомайского, Перевозского, Починковского и Шатковского районов, строительство которого ранее планировалось вблизи с.Морозовка Арзамасского района, будет размещен на территории Вадского района.
Богородский район
В 2012 году Нижегородским межрайонным природоохранным прокурором в связи с многочисленными обращениями жителей дЛазарево Богородского района проведена про верка соблюдения природоохранного законодательства при строительстве полигона ТБО около дЛазарево Богородского района.
Проверкой установлено, что строительство полигона планируется с нарушением требований СанПиН 2.1.4.11] 0-02 «Зона санитарной охраны источников водоснабжения и водоотводов хозяйственно-питьевого назначения» и в непосредственной близости от государственного памятника природы местного значения «Парк д.Лазарево», по периметру границ которого не размещены предупредительные и информационные знаки, а также выявлено отсутствие паспорта на данный памятник природы и неоформление охранных обязательств.
По данному факту в марте 2012 года Нижегородским межрайонным природоохранным Прокурором внесено представление об устранении нарушений закона Министру экологии и природных ресурсов Нижегородской области, а также направлена информация в департамент градостроительного развития территории Нижегородской области.
Выксунский район
Решением инвестиционного совета при Губернаторе области от 15.07.2010 N25651-106-3954, на основании ходатайства Министерства государственного имушества и земельных ресурсов области (далее - Мингосимущество), признан возможным перевод земельного участка площадью 300600 КВ.м. с кадастровым номером 52: 15 :0050238: 1146, расположенного по адресу: Нижегородская область, Городецкий район, Смольковский сельсовет, СПК «Смольковское» (ТОО Смольковское) примерно в 1450 м. на юго-восток от д.Скородум, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения в целях строительства полигона твердых бытовых отходов после регистрации права собственности Нижегородской области на указанный земельный участок.
Городецкий район
В целях про верки довода о ненадлежащей эксплуатации полигона ТБО, расположенного на территории Городецкого района, Городецкой городской прокуратурой проведена выездная проверка.
Проверка показала, что разрешение на строительство указанного объекта получено эксплуатирующей организацией 3АО «Управление отходами НН» по результатам рассмотрения представления Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора.
Необходимость принятия меры реагирования специализированной прокуратурой обусловлена тем, что ранее администрация Городецкого района неправомерно отказала эксплуатирующей организации в выдаче разрешения на строительство, мотивировав отказ несоответствием представленной документации требованиям градостроительного плана земельного участка в части соблюдения интересов третьих лиц, земельные участки которых попадают в санитарно-защитную зону комплекса.
Доставка отходов из муниципальных образований, входящих в зону обслуживания Городецкого межмуниципального комплекса, осуществляется непосредственно на 4 мусороперегрузочные станции, расположенные вблизи соответствующих муниципальных образований, тем самым сокращая затраты на транспортировку отходов.
Дзержинский район, г. Дзержинск
Межмуниципальный полигон «МАГ-l» предназначен для размещения и обезвреживания твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора городов Н.Новгорода, Дзержинска и Володарского района.
Действительно, на настоящий момент на данном полигоне ТБО сортировка поступающих отходов не ведется. По информации Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области ввод в эксплуатацию полигона ТБО в г.Дзержинске без предварительной сортировки поступающих отходов являлся вынужденной мерой, был обусловлен необходимостью вывода из эксплуатации полигона ТБО «Игумново», который использовался с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства.¬
В настоящее время инвестором ведется разработка проектной документации по строительству завода по механической сортировке поступающих на межмуниципальный полигон «МАГ-1» отходов.
Полигон ТБО «Игумновский»
Эксплуатация полигона ТБО «Игумново» прекращена с 01.07.2012 на основании решения Дзержинского городского суда от 30.05.2008 по делу N22023/2008.
В рамках проверки объективных данных, подтверждающих прием и размещение на полигоне ТБО «Игумново» отходов, не получено.
Установлено, что 1 1.04.2013 администрацией г.Дзержинска заключен муниципальный контракт N2617 с 000 ЧОО «ДОС» на оказание услуг по охране полигона ТБО «Игумново». В соответствии с данным контрактом в обязанности исполнителя входит, помимо иного, обеспечение сохранности объекта, а также недопущение проникновения на объект посторонних лиц.
Проведенной в апреле текущего года проверкой по вопросам эксплуатации полигонов отходов нарушений федерального законодательства, имеющих коррупционных характер, не выявлено.
Также сообщаю, что эффективность и законность исполнения программ в сфере охраны окружающей среды и природопользования являлись предметом проверки, проведенной в феврале-марте текущего года Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой.
По итогам проверки специализированной прокуратурой сделан вывод о том, что в настоящее время областная целевая программа в части привлечения инвестиций в экономику Нижегородской области, обеспечения экологически безопасного захоронения и переработки отходов, ликвидации несанкционированных свалок на территории области фактически не исполняется. При этом, основными причинами неисполнения региональной программы являются отсутствие инвесторов либо нарушение законодательства при выборе места размещения межмуниципальных полигонов по утилизации и хранению отходов.
По данному факту Нижегородским межрайонным природоохранным прокурором Министру экологии и природных ресурсов Нижегородской области внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
О результатах рассмотрения принятых специализированной прокуратурой мер реагирования Вы можете узнать в Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуре.
Начальник отдела по надзору за исполнением законов в экономической деятельности
Ход дела
В Арзамасском районе областным правительством был выделен участок под строительство ТБО. Инвестор разработал и согласовал проект, приступил к работам. Однако, из-за протестов жителей, губернатор области распорядился отклонить разрешение на строительство. Инвестор обратился с иском о возмещении затрат к областному правительству, новый участок не определен, новых инвесторов нет.
В Богородском районе областным правительством был выделен участок под строительство ТБО. Инвестор разработал и согласовал проект. Однако жители обратились в суд и получили судебное решение о незаконности выделения данного участка под полигон. В настоящее время областное правительство ищет новую площадку.
В Выксунском районе областным правительством был выделен участок под строительство ТБО. Инвестор разработал, согласовал проект и приступил к работам. Однако жители обратились в суд и получили судебное решение о незаконности выделения данного участка под полигон. В настоящий момент инвестор готовит иск в суд к Нижегородскому правительству.
Летом 2012 года начал работу новый полигон ТБО в Дзержинском районе Нижнегородской области. В настоящий момент данный полигон представляет собой обычную свалку без мусоросортировки. Высота складируемого мусора составляет около 15 м. В ближайшее время встанет вопрос о расширении данного объекта.
В Городецком районе запущен полигон, работающий как обычная свалка. Строительство и запуск полигона сопровождались протестами жителей. Жители обратились в суд и выиграли дело, поскольку земли, отведенные под полигон, являются землями сельхозназначения. Кроме того, данный полигон эксплуатируют муниципальные районы Нижегородской области, находящиеся на расстоянии 100-150 км от него.
В июле 2012 года был закрыт полигон ТБО «Игумновский» в Дзержинском районе Нижегородской области. Однако в настоящее время на данный объект продолжают свозиться ТБО в больших количествах. Кроме того, в результате бесконтрольной приемки отходов, на данный полигон попадают значительное количество отходов промышленного производства. Это говорит об отсутствии контроля за ситуацией со стороны природоохранных ведомств. При этом на реализацию мероприятий ОЦП из бюджета Нижегородской области выделяются сотни миллионов рублей.
Прокуратурой области рассмотрено Ваше обращение по вопросу неэффективной реализации Областной целевой программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области на 2009-2014г.г.» (далее - Областная целевая программа).
Проверкой изложенных в Вашем обращении доводов о нарушении федерального законодательства установлено следующее.
В соответствии с Областной целевой программой неутилизируемые твердые бытовые отходы должны вывозиться для захоронения на 9 полигонов, 8 из которых должны обслуживать несколько муниципальных образований и иметь статус межмуниципальных. Проектирование и строительство новых полигонов будут осуществляться на основании согласованных с органами местного самоуправления и утвержденных в установленном законодательством порядке инвестиционных проектов.
Рекомендуемая дислокация планируемых объектов (на территории г.Дзержинска, Балахнинского, Богородского, Городецкого. Кстовского. Выксунского, Вадского, Сергачского и Уренского районов) определена исходя из экологического зонирования, осуществленного на основании анализа данных по образованию и размещению отходов в Нижегородской области.
Областная целевая программа предусматривает комплекс мероприятий, направленный на улучшение экологической обстановки в Нижегородской области и создание эффективных механизмов управления сферой обращения с отходами.
В этой связи, Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области действительно рекомендовано органам местного самоуправления при реализации полномочий в сфере обращения с отходами производства и потребления руководствоваться положениями областной целевой программы.
Необходимость учета органами местного самоуправления положений Областной целевой программы обусловлена тем, что выделение органами местного самоуправления земельных участков для создания мест размещения ТБО без соблюдения дислокации планируемых объектов в дальнейшем потребует значительных финансовых затрат из муниципальных бюджетов на ликвидацию таких мест размещения ТБО.
По предварительным расчетам уполномоченного органа строительство в каждом муниципальном районе области объектов утилизации отходов, отвечающих всем требованиям природоохранного законодательства, потребует дополнительных затрат местных бюджетов в размере более 3,5 млрд. рублей. При этом, строительство таких объектов существенно не снизит для населения размер платы за оказание услуг в сфере вывоза и утилизации ТБО.
Внесение в Областную целевую программу с момента ее принятия изменений обусловлено перераспределением средств областного бюджета, а также увеличением количества программных мероприятий и объёма средств из федерального бюджета на их реализацию.
По доводам обращения о нарушении закона при размещении полигонов отходов в Арзамасском, Богородском, Выксунском и Городецком районах области, а также на территории г.Дзержинска сообщаю следующее.
Арзамасский район
Постановлением Правительства Нижегородской области от 20.06.2012 N2358 в Областную целевую программу внесены изменения, в соответствии с которыми межмуниципальный полигон для г.Арзамаса, Ардатовского, Арзамасского, Вадского, Вознесенского, Дальнеконстантиновского, Дивеевского, Лукояновского, Первомайского, Перевозского, Починковского и Шатковского районов, строительство которого ранее планировалось вблизи с.Морозовка Арзамасского района, будет размещен на территории Вадского района.
Богородский район
В 2012 году Нижегородским межрайонным природоохранным прокурором в связи с многочисленными обращениями жителей дЛазарево Богородского района проведена про верка соблюдения природоохранного законодательства при строительстве полигона ТБО около дЛазарево Богородского района.
Проверкой установлено, что строительство полигона планируется с нарушением требований СанПиН 2.1.4.11] 0-02 «Зона санитарной охраны источников водоснабжения и водоотводов хозяйственно-питьевого назначения» и в непосредственной близости от государственного памятника природы местного значения «Парк д.Лазарево», по периметру границ которого не размещены предупредительные и информационные знаки, а также выявлено отсутствие паспорта на данный памятник природы и неоформление охранных обязательств.
По данному факту в марте 2012 года Нижегородским межрайонным природоохранным Прокурором внесено представление об устранении нарушений закона Министру экологии и природных ресурсов Нижегородской области, а также направлена информация в департамент градостроительного развития территории Нижегородской области.
Выксунский район
Решением инвестиционного совета при Губернаторе области от 15.07.2010 N25651-106-3954, на основании ходатайства Министерства государственного имушества и земельных ресурсов области (далее - Мингосимущество), признан возможным перевод земельного участка площадью 300600 КВ.м. с кадастровым номером 52: 15 :0050238: 1146, расположенного по адресу: Нижегородская область, Городецкий район, Смольковский сельсовет, СПК «Смольковское» (ТОО Смольковское) примерно в 1450 м. на юго-восток от д.Скородум, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения в целях строительства полигона твердых бытовых отходов после регистрации права собственности Нижегородской области на указанный земельный участок.
Городецкий район
В целях про верки довода о ненадлежащей эксплуатации полигона ТБО, расположенного на территории Городецкого района, Городецкой городской прокуратурой проведена выездная проверка.
Проверка показала, что разрешение на строительство указанного объекта получено эксплуатирующей организацией 3АО «Управление отходами НН» по результатам рассмотрения представления Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора.
Необходимость принятия меры реагирования специализированной прокуратурой обусловлена тем, что ранее администрация Городецкого района неправомерно отказала эксплуатирующей организации в выдаче разрешения на строительство, мотивировав отказ несоответствием представленной документации требованиям градостроительного плана земельного участка в части соблюдения интересов третьих лиц, земельные участки которых попадают в санитарно-защитную зону комплекса.
Доставка отходов из муниципальных образований, входящих в зону обслуживания Городецкого межмуниципального комплекса, осуществляется непосредственно на 4 мусороперегрузочные станции, расположенные вблизи соответствующих муниципальных образований, тем самым сокращая затраты на транспортировку отходов.
Дзержинский район, г. Дзержинск
Межмуниципальный полигон «МАГ-l» предназначен для размещения и обезвреживания твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора городов Н.Новгорода, Дзержинска и Володарского района.
Действительно, на настоящий момент на данном полигоне ТБО сортировка поступающих отходов не ведется. По информации Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области ввод в эксплуатацию полигона ТБО в г.Дзержинске без предварительной сортировки поступающих отходов являлся вынужденной мерой, был обусловлен необходимостью вывода из эксплуатации полигона ТБО «Игумново», который использовался с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства.¬
В настоящее время инвестором ведется разработка проектной документации по строительству завода по механической сортировке поступающих на межмуниципальный полигон «МАГ-1» отходов.
Полигон ТБО «Игумновский»
Эксплуатация полигона ТБО «Игумново» прекращена с 01.07.2012 на основании решения Дзержинского городского суда от 30.05.2008 по делу N22023/2008.
В рамках проверки объективных данных, подтверждающих прием и размещение на полигоне ТБО «Игумново» отходов, не получено.
Установлено, что 1 1.04.2013 администрацией г.Дзержинска заключен муниципальный контракт N2617 с 000 ЧОО «ДОС» на оказание услуг по охране полигона ТБО «Игумново». В соответствии с данным контрактом в обязанности исполнителя входит, помимо иного, обеспечение сохранности объекта, а также недопущение проникновения на объект посторонних лиц.
Проведенной в апреле текущего года проверкой по вопросам эксплуатации полигонов отходов нарушений федерального законодательства, имеющих коррупционных характер, не выявлено.
Также сообщаю, что эффективность и законность исполнения программ в сфере охраны окружающей среды и природопользования являлись предметом проверки, проведенной в феврале-марте текущего года Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой.
По итогам проверки специализированной прокуратурой сделан вывод о том, что в настоящее время областная целевая программа в части привлечения инвестиций в экономику Нижегородской области, обеспечения экологически безопасного захоронения и переработки отходов, ликвидации несанкционированных свалок на территории области фактически не исполняется. При этом, основными причинами неисполнения региональной программы являются отсутствие инвесторов либо нарушение законодательства при выборе места размещения межмуниципальных полигонов по утилизации и хранению отходов.
По данному факту Нижегородским межрайонным природоохранным прокурором Министру экологии и природных ресурсов Нижегородской области внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
О результатах рассмотрения принятых специализированной прокуратурой мер реагирования Вы можете узнать в Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуре.