Все борются за власть — мы боремся за жизнь.

Новый гуманизм: в основе - принцип AB HOMO

Наталья Дмитриева
Заместитель Председателя партии «Альянс Зеленых – Народная партия»

Само Время неумолимо диктует: человеческой цивилизации необходима новаторская парадигма, открывающая нелинейное видение перспективы. Иначе не сложится, не состоится новый мир - мир будущего, в муках рождающийся у нас на глазах. Сомнений уже нет: в прошлое уходит вся система договорённостей, законов и правил, по которым мир жил с момента окончания Второй мировой войны.

Сейчас уже нельзя просто отдаться на волю судьбы и пассивно наблюдать за ходом событий.

Ещё 50 лет назад известная международная неправительственная организация Римский клуб выдвинула программу изучения глобальных проблем и поставила перед собой задачу: дать обществу методику, с помощью которой можно было бы надежно анализировать все «затруднения человечества» и прогнозировать его неуклонное гармоничное развитие.

Однако ни мировой форум ООН в Рио-де-Жанейро (комплексная программа «Повестка дня на XXI век»), ни Всемирная встреча по устойчивому развитию в Йоханнесбурге новой парадигмы не дали, а лишь констатировали ускорение движения к глобальной катастрофе.

К концу десятых годов ХХI века сомнений уже не оставалось: залог успеха – в кардинальных нововведениях, в разработке и внедрении прорывных технологий и моделей не только, в может быть и не столько, в области промышленного производства, сколько в общественно-политической сфере, то есть в инновационном переустройстве государства и общества.

Основной вывод, к которому на настоящий момент пришли ведущие мировые эксперты, таков: рассматривая проблемы инновационных преобразований, мы должны говорить не только о новых технологиях, не только о новых методах ведения бизнеса, но и о новом слове в области чистых идей, то есть инновациях в идеологии и в социуме. Государство не может более позволить себе рассматривать человека исключительно как «ресурс», как средство производства и субъект потребления, то есть как инструмент решения своих, прежде всего - экономических, задач. Это – прямой путь к деградации: деградации отдельной человеческой личности, области материального производства и, в конечном счете, деградации всех общественно-политических институтов.

Флагманом цивилизации станет союз народов, который первым начертает на пока ещё чистом знамени новой эпохи её ключевое слово.

И Слово это – Человек.

Человек, а не стремящаяся только лишь к потреблению, размножению и накопительству биологическая особь.
Человек, а не бездумный винтик в системе общественного производства, признавший себя товаром и желающий лишь одного - подороже продаться и побольше купить.
Человек, а не раздираемый низкими страстями, потерявший всякую индивидуальность носитель клипового сознания.
Человек, а не утратившая связь со своим родом, своей землёй усреднённая единица глобального миропорядка.

Человек-Творец, образ и подобие Бога на Земле.
Не звено, не элемент естественного процесса эволюции живой природы, а ее высшая цель.
Потому как цели и задачи более высокого порядка в мире просто нет.

Человеческое сообщество в целом и любая его часть в отдельности существуют и эволюционируют ради достижения основополагающей задачи – развития каждой человеческой личности во всем многообразии её материальных и духовных потребностей.

Базовым условием для достижения этой цели становится равный и свободный доступ каждого ко всем благам цивилизации в их бесконечном разнообразии.

Введение принципа AB HOMO («от человека»), - введение ориентированной на человека модели общественных и социально-экономических отношений, - вот та инновация, которая отдалит мир от цивилизационной катастрофы и выведет его на путь гармоничного неуклонного развития.

Центральным и приоритетным для государственной идеологии и стратегии развития станет принцип развития личности. Каждый гражданин, каждая гражданка – уникальная личность, ключевой ресурс общественного благосостояния и развития, вокруг которых организуется вся сила государства.

Принцип развития личности противоположен индивидуализму (а цивилизация личности – обществу потребления). Именно он станет основой, на которой Россия осуществит цивилизационный прорыв всемирного значения, и вызовет в ближайшие полвека демографическую волну. Но его реализация возможна лишь через создание цивилизации развитой личности, где все материальные и социальные условия жизни будут ориентированы на человека как духовную, творческую личность.

Важнейшим из прав становится для человека право на жизнь и развитие личности, центральной обязанностью – максимально полная реализация своего потенциала на благо общества. Новое общество – это общество ответственности и взаимного выполнения обязательств, а не общество требования прав.

Основой управления развитием общества и государства становится социальный статус личности. Не имеющие четкой денежной оценки способности, заслуги и степень ответственности человека перед обществом будут учитываться так же, как сегодня учитываются данные о его материальном положении. Соответственно своему социальному статусу (социальной ценности) человек и будет занимать место в обществе - иметь адекватный ответственности и обязанностям объем прав. При этом не будет однозначной зависимости между количеством материальных ценностей у человека и его социальным положением. У нас, наконец, появятся нематериальные стимулы к саморазвитию и активному участию в жизни общества.

Власть в таком обществе - это власть достойнейших. Это осознанное служение, иерархия возрастающей ответственности, а не допуск ко всё большей кормушке.

Новое общество – это имеющее внутренний потенциал саморазвития и самоорганизации общество творцов и профессионалов, живущее по принципам и законам единой большой семьи.

Прорыв к цивилизации развитой личности – это построение общества и экономики будущего, которые будут базироваться на востребованности человеческого капитала как неограниченного ресурса развития. Цивилизация развитой личности – высшая стадия и цель создания экономики знаний, инновационного общества, смысл системной модернизации. И Россия, встав на этот путь, станет примером и образцом для глобального подражания.

Вольтер утверждал, что «нет в мире силы мощнее, чем сила идеи, время которой пришло». Сегодня растаяли последние сомнения : в наш мир, наконец, пришла эта мощная сила - идея переориентации государства, власти и всех ценностей на Человека.

. Россия по целому ряду причин и обстоятельств в полном праве считать, что может и готова явить самой себе и миру принципиально новый базис ценностей и приоритетов, предложить новую модель общественного устройства, по сути – новое общество.

Нам остается взять, наконец, ответственность на себя, создать и применить новые параметры оценок и организационные принципы для всех нас: для самих себя и своей страны, для большого мира – планеты - и для множества маленьких миров – для каждого живущего на ней человека.

Макиавелли писал: «Нет задачи более трудной, опасной и рискованной, чем руководить установлением новых порядков». Но нет ведь и более интересной, и более захватывающей задачи, чем социальное творчество, чем возможность увидеть в будущем мир не таким, каким он может стать, а таким, каким он должен быть. Глобальные задачи решаются только совместными усилиями общности людей.

Человеческий, а точнее межличностный и межгрупповой фактор, играет все возрастающую роль в мировых процессах.

Без включения области общественно-политических нововведений в целостный план построения инновационного общества любые, даже самые фантастические технологические прорывы не выведут нас из тупика, в котором оказалось сейчас общество потребления. В лучшем случае – не выведут, а в худшем – вполне могут привести к большой беде.

Современный мир хрупок, недолговечен и отчаянно нуждается в новом витке развития цивилизации.

Комментарии