Все борются за власть — мы боремся за жизнь.

Зеленый трибунал

Незаконные действия должностных лиц в Урюпинске

На контроле

Ход дела

22 января 2014
Генеральному прокурору РФ
Чайке Ю.А.

Региональное отделение Политической партии «Альянс Зеленых – народная партия»   просит обратить Ваше внимание на ситуацию с загрязнением окружающей среды в г. Урюпинск Волгоградской области.
   В Региональное отделение Политической партии «Альянс Зеленых – народная партия»   обратились граждане с сообщением о незаконном использовании земель, порчи земель, захламлении земель отходами производства и потребления на территрии г. Урюпинск Волгоградской области.
  Данные нарушения требований природоохранного и природоресурсного законодательства, а также других нормативных правовых актов происходят вследствие пользования недрами с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых – песка,  а также минерального грунта.
   На землях городского округа г. Урюпинск (восточная часть в направлении х. Акишинского) произведена незаконная добыча песка и минерального грунта на площади более 136 000 м2.
   Со стороны органов местного самоуправления г. Урюпинск отсутствует контроль за ведением работ,  не осуществляется лицензирование пользование недрами,  не осуществляется мероприятия по восстановлению нарушенных земель и рекультивация. Данная территория является местом размещения несанкционированных свалок отходов производства и потребления.
   На площади более 3000 м2 от производственной деятельности маслозавода ИП «Данилов В.А.» организована несанкционированная свалка лузги подсолнечника. Деятельность ИП Данилов В.А. (Данилов В.А - депутат Урюпинской городской Думы) в сфере обращения с отходами осуществляется с грубейшими нарушениями природоохранного законодательства при отсутствии разрешительных документов  и лицензии в сфере обращения с отходами. Плата за размещение осуществляется не в полном объеме.
   Более того, в г. Урюпинске Волгоградской области существует серьезная проблема   подтопления и водоотведения с  территории г. Урюпинска. По мнению ученых и специалистов это связано с тем, что  в советское время, при строительстве консервного завода, был перекрыт естественный водоток, способствующий уходу воды вниз по рельефу. В связи с этим, со временем, на прилегающей  территории начали происходить процессы образования искусственного водоема, подъема грунтовых вод, а как следствие подтопления близлежащих домовладений г. Урюпинска. 
   Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области была разработана программа по решению данной проблемы с помощью строительства водоотводящего канала. Под решение проблемы выделены средства областного бюджета. Строительство водоотводящего канала предполагалось осуществить в два этапа. Первый - строительство самого канала и второй – строительство  подводящей к каналу  дренажной системы.
   В настоящее время строительство заморожено. На территории, прилегающей к каналу, размещены огромные терриконы (отвалы) грунта и песка. Дно канала заилено и заросло травой, отсутствует бетонное русло. По берегу канала размещены многочисленные свалки ТБО. Состояние канала позволяет сделать вывод о нерациональном использовании средств бюджета. Проблема подтопления в г. Урюпинске не решена.
   В соответствии со ст. 8. ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.24, ч.1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоупралвения» органами местного самоуправления в Волглградской области вопрос об обращении с отходами неоднократно обсуждался. Тем не менее, в городе Урюпинске не организована система сбора отходов, практически отсутствуют контейнеры для сбора и вывоза ТБО.
   Одной из главных трудностей в сфере обращения с отходами для населения  и  предприятий на территории г.Урюпинска является отсутствие объекта размещения отходов, оборудованного в соответствии с требованиями законодательства, а также отсутствие организации, имеющей лицензию в части размещения  отходов на специализированном полигоне. Фактически бытовые отходы от населения и производственные отходы промышленных предприятий города несанкционированно размещаются на земельном участке без осуществления мер по изоляции отходов в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.  Отходы могут являться источником поступления вредных химических, биологических и биохимических веществ в окружающую природную среду, Засорение и захламление земельного участка  отходами  создает определенную угрозу не только для  атмосферного воздуха, почвы, грунтовых вод,  как элементов окружающей среды, но и для  населения.
   Для целей размещения отходов, администрацией  г. Урюпинска  01.02.2012 г. в границах города выделен участок площадью 13,6 га. Таким образом, участок выделен в нарушении ч.5 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления», устанавливающей  запрет на  захоронение отходов в границах населенных пунктов. Место для свалки определено на территории бывшего песчаного карьера местного кирпичного завода. Объект не оборудован должным образом.  Организацией, эксплуатирующей свалку без наличия соответствующей лицензии, является МУП «Санитарная очистка». В 2013 году эксплуатация земельного участка под свалкой осуществляется без договора с Администрацией г. Урюпинск.
   Данные факты являются основными причинами, по которым Управление при рассмотрении  проектов ПНООЛР, отказывает в установлении природопользователям  лимитов на размещение отходов.  При рассмотрении проектов ПНООЛР для предприятий г.Урюпинск были выявлены факты  подделки договоров на оказании услуг по размещению отходов на лицензированных полигонах.
   Следует также отметить, что Администрация г. Урюпинска  на своем сайте(http://urupinsk.net/city/economy/invest.php) в разделе инвестиционный паспорт города Урюпинск признает тот факт, что одной из актуальных проблем, связанных с ухудшением состояния окружающей среды, является нерациональное и экологически опасное размещение отходов на территории бывшего песочного карьера кирпичного завода, где уже более двух десятков лет расположена городская свалка, которая не отвечает никаким экологическим нормам и правилам. Существует постоянная угроза попадания фильтрата в реку Хопёр, которая является одной из красивейших рек Европы. На городской свалке в весенне-летний период происходят частые случаи возгорания, в основном это связанно с активизацией процесса гниения и разложения отходов, при котором выделяется токсичный и пожароопасный биогаз, способный в жаркую погоду возгораться от воздействия солнечных лучей. Существует острая необходимость переноса свалки и строительство нового полигона.
   При этом, исходя из материалов проверок Управления Росприроднадзора и органов прокуратуры, Администрацией  не сделано ничего для  решения этой проблемы, свалка постоянно возгорается, учет отходов на свалке не ведется, объект не оборудован должным образом, лицензия на деятельность в сфере обращения с отходами отсутствует.
   Таким образом, городской округ – г. Урюпинск, не реализует обязанности по организации  сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов с соблюдением всех норм санитарного и природоохранного законодательства, чем создает угрозу благополучию населения,  окружающей среде, в том числе водному объекту – р. Хопер
   В г. Урюпинске сбор жидких отходов от населения, помимо МУП «Водоканал», осуществляет ООО «Станция приема отходов». Муниципальное имущество – станция приема жидких отходов передано  Администрацией г. Урюпинск договором аренды для целей деятельности в области обращения с отходами. ООО «Станция приема отходов» осуществляет деятельность в области обращения с отходами  без соответствующей лицензии.  ООО «Станция приема отходов» осуществляет деятельность по приему отходов от жителей г. Урюпинск,  эксплуатируя недвижимое строение  (станцию по приему отходов)  в г. Урюпинск на  ул. Гора Восточная. Названное строение эксплуатируется ООО «Станция приема отходов» на основании договора срочного пользования муниципальным имуществом от 23.04.2012 г № 4, заключенного отделом по управлению имуществом администрации городского округа г. Урюпинск.
   При этом, до момента заключения указанного договора (до 23.04.2010 г.) станция по приему отходов, как производственный объект, не была сдана в установленном порядке в эксплуатацию и, соответственно недвижимое строение, где осуществляется хозяйственная деятельность данного юридического лица,  не было в установленном порядке зарегистрировано, как объект недвижимости.
   Фактически 23.04.2010 г. был заключен договор в отсутствии  производственного и недвижимого объекта. Директор ООО «Станция приема отходов» - Синельников А.А.
Особенно остро стоит проблема водоотведения и сброса сточных вод. Администрация неоднократно отказывала в финансировании ремонта очистных сооружений МУП     «Водопроводно-канализационное хозяйство г. Урюпинска».
   Так, по данным проверок, в октябре 2012 года Управлением Росприроднадзора МУП было привлечено к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ (нарушение условий водопользования). Данное нарушение носит системный характер и заключается в постоянном превышении содержания загрязняющих веществ  в сбрасываемых в р. Хопер очищенных сточных водах. Разрешение на сброс в р. Хопер сточных вод после очистки, предоставлено МУП «Водоканал» Решением о предоставлении водного объекта в пользование  Комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области за № 36 от 02.04.2010 г.
   Однако, в силу отсутствия на протяжении нескольких десятилетий капитального ремонта, доочистки сточных вод от биогенных элементов на объектах МУП «Водоканал», наблюдается превышение установленных нормативов при сбросе сточных вод в р. Хопёр по следующим ингредиентам: фосфат-ион; cульфат-ион; БПК; нитрит-ион;  ион аммония; сухой остаток.
   В связи с этим, МУП неоднократно обращалось в Администрацию г.  Урюпинска с просьбой включить в расходы бюджета денежные средства на проектирование и доочистку сточных вод от биогенных элементов для обеспечения соблюдения соблюдения нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в очищенных сточных водах, сбрасываемых с очистных сооружений в рыбохозяйственный водоем 1 категории – р. Хопёр.,  однако Администрация г. Урюпинска отказывала в финансировании данных мероприятий.
   В городе Урюпинске сосредоточено значительное количество  крупных предприятий, среди них крупнейшее в Волгоградской области предприятие по переработке подсолнечника и производству растительного масла – ОАО «Урюпинский маслоэкстракционный завод». В ходе утилизации отходов, предприятие осуществляет сжигание лузги подсолнечной. Администрацией г. Урюпинска осуществляется застройка в непосредственной близости от предприятия, что способствует многочисленным жалобам на действия предприятия и Администрации г. Урюпинска. Вместе с тем, в соответствии с положениями ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», к полномочиям органов местного самоуправления городских округов относится  организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, в том числе мониторинг качества атмосферного воздуха.
   Вместе с тем, при значительном сосредоточении источников промышленных выбросов в городе, Администрацией г. Урюпинска, как органом местного самоуправления, в нарушении требований ст. 23 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», не организована система наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в городе, что не позволяет объективно принимать меры надзорных органам, комплексно оценивать и прогнозировать качество атмосферного воздуха, обеспечивать население текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха.
   Региональное отделение Политической партии «Альянс Зеленых – народная партия»   просит Вас организовать проверку законности действий должностных лиц администрации г. Урюпинска Волгоградской области, в том числе, в области нарушения  природохранного закоодательства РФ.

Министру природных ресурсов и экологии РФ Донскому С.Е.

Председатель Совета Регионального отделения народной партии "Альянс Зеленых и Социал-Демократов" в Воронежской области
Николай Куралесин