Руководителю Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
В.В. Кириллову
В мой адрес поступило обращение от Кузнецова Николая Ивановича, в котором он указывает на ряд негативных последствий, вызванных авариями на нефтепроводе «Омск - Иркутск», произошедших в апреле и декабре 2008 года в Мошковском районе Новосибирской области.
В результате бездействия региональных и местных властей по устранению последствий указанных аварий большое количество нефтепродуктов попало в почву и водные объекты региона. Согласно результатам проведенных экспертиз, предельно допустимая концентрация нефтепродуктов в воде и почве превышает допустимые нормы во много раз. Также вызывает тревогу резкое ухудшение состояния здоровья местных жителей.
При этом правительство Новосибирской области и администрация Мошков- ского района всячески замалчивают о масштабах аварии на нефтепроводе, нанесенному экологическому ущербу и здоровью граждан. Кроме того не принимаются эффективные меры по восстановлению экосистемы Мошковского района Новосибирской области.
На основании вышеизложенного прошу Вас, уважаемый Владимир Владимирович, дать поручение провести всестороннюю и объективную оценку последствий аварий на нефтепроводе «Омск - Иркутск».
О результатах проведенной работы прошу меня проинформировать в установленном порядке.
Депутат Государственной Думы ФС РФ, Член высшего политического совета Партии
Депутату Государственной Думы ФС РФ, Члену высшего политсовета Партии
Дмитрию Гудкову
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в рамках своей компетенции рассмотрела Ваше письмо и прилагаемое обращение Кузнецова Н.И. по вопросу оценки последствий аварий на нефтепроводе «Омск-Иркутск» и сообщает следующее.
В декабре 2008 года в Мошковском районе Новосибирской области на 744,7 км магистрального нефтепровода (далее - МН) «Омск-Иркутск» произошла авария, сопровождающаяся разливом нефти и ее попаданием на почву и в поверхностный водный объект - река Балта. По данному факту уполномоченными органами проводилось техническое расследование причин возникновения аварии. [more]
Кроме того, согласно «Критериям отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 № 640, река Балта относится к объектам, подлежащим региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов. Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области, осуществляющим региональный надзор, производились действия, направленные на установление величины ущерба, причиненного водному объекту в соответствии с «Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства», утвержденной приказом Минприроды России от 13.04.2009 №87.
Дополнительно сообщаем, что за период с момента возникновения аварии на МН «Омск-Иркутск» и до настоящего времени, Департаментом Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу в пределах своей компетенции в 2009-2011 годах также неоднократно осуществлялись выездные контрольно-надзорные мероприятия, в том числе, сопровождающиеся отбором и последующим анализом проб поверхностных вод и почв, с привлечением аккредитованной лаборатории ФБУ «ЦЛАТИ по СФО», а также Института почвоведения и агрохимии СО РАН.
Так, в 2010 году проведенными в соответствии с приказом Департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу от 20.07.2010 №312 надзорными мероприятиями было установлено, что действия ОАО «Транссибнефть» по устранению последствий аварийного разлива нефти не были исчерпывающими, а мероприятия по надзору за исполнением ОАО
«Транссибнефть» требований водного законодательства, проведенные Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области, не были направлены на побуждение природопользователя к качественному выполнению работ по ликвидации последствий аварии. В целях устранения выявленных нарушений ОАО «Транссибнефть» были продолжены работы по очистке нефтезагрязненной территории. Впоследствии, в ходе проведения Департаментом Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу внеплановой проверки в мае-июне 2011 года в отношении ОАО «Транссибнефть», с участием ФБУ «ЦЛАТИ по СФО», было установлено, что содержание нефтепродуктов в поверхностных водах и почве не превышает установленных норм (фонового значения).
Также сообщаем, что согласно п. 3 «Правил использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведения на них мелиоративных, рекультивационных работ, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2004 № 112, с целью установления факта и причин загрязнения, определения местоположения и площади загрязненных земель, уровней химического и (или) радиоактивного загрязнения и показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления по инициативе собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей или арендаторов земельных участков, а также на основании данных государственного мониторинга земель, государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга, мониторинга радиоактивного и химического загрязнения окружающей природной среды и иных наблюдений и исследований организуют специальные обследования.
В связи с тем, что результаты таких обследований, проведенных в соответствии с законодательством Российской Федерации, отсутствуют, определение причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ОАО «Транссибнефть» и предполагаемыми последствиями её осуществления представляется затруднительным.
Учитывая, что в результате аварии на МП «Омск-Иркутск» загрязнению подвергнуты объекты окружающей среды, не находящиеся в федеральной собственности, такие исследования должны быть организованы и проведены органом исполнительной власти Новосибирской области, либо органом местного самоуправления.
Ход дела
В мой адрес поступило обращение от Кузнецова Николая Ивановича, в котором он указывает на ряд негативных последствий, вызванных авариями на нефтепроводе «Омск - Иркутск», произошедших в апреле и декабре 2008 года в Мошковском районе Новосибирской области.
В результате бездействия региональных и местных властей по устранению последствий указанных аварий большое количество нефтепродуктов попало в почву и водные объекты региона. Согласно результатам проведенных экспертиз, предельно допустимая концентрация нефтепродуктов в воде и почве превышает допустимые нормы во много раз. Также вызывает тревогу резкое ухудшение состояния здоровья местных жителей.
При этом правительство Новосибирской области и администрация Мошков- ского района всячески замалчивают о масштабах аварии на нефтепроводе, нанесенному экологическому ущербу и здоровью граждан. Кроме того не принимаются эффективные меры по восстановлению экосистемы Мошковского района Новосибирской области.
На основании вышеизложенного прошу Вас, уважаемый Владимир Владимирович, дать поручение провести всестороннюю и объективную оценку последствий аварий на нефтепроводе «Омск - Иркутск».
О результатах проведенной работы прошу меня проинформировать в установленном порядке.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в рамках своей компетенции рассмотрела Ваше письмо и прилагаемое обращение Кузнецова Н.И. по вопросу оценки последствий аварий на нефтепроводе «Омск-Иркутск» и сообщает следующее.
В декабре 2008 года в Мошковском районе Новосибирской области на 744,7 км магистрального нефтепровода (далее - МН) «Омск-Иркутск» произошла авария, сопровождающаяся разливом нефти и ее попаданием на почву и в поверхностный водный объект - река Балта. По данному факту уполномоченными органами проводилось техническое расследование причин возникновения аварии. [more]
Кроме того, согласно «Критериям отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 № 640, река Балта относится к объектам, подлежащим региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов. Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области, осуществляющим региональный надзор, производились действия, направленные на установление величины ущерба, причиненного водному объекту в соответствии с «Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства», утвержденной приказом Минприроды России от 13.04.2009 №87.
Дополнительно сообщаем, что за период с момента возникновения аварии на МН «Омск-Иркутск» и до настоящего времени, Департаментом Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу в пределах своей компетенции в 2009-2011 годах также неоднократно осуществлялись выездные контрольно-надзорные мероприятия, в том числе, сопровождающиеся отбором и последующим анализом проб поверхностных вод и почв, с привлечением аккредитованной лаборатории ФБУ «ЦЛАТИ по СФО», а также Института почвоведения и агрохимии СО РАН.
Так, в 2010 году проведенными в соответствии с приказом Департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу от 20.07.2010 №312 надзорными мероприятиями было установлено, что действия ОАО «Транссибнефть» по устранению последствий аварийного разлива нефти не были исчерпывающими, а мероприятия по надзору за исполнением ОАО
«Транссибнефть» требований водного законодательства, проведенные Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области, не были направлены на побуждение природопользователя к качественному выполнению работ по ликвидации последствий аварии. В целях устранения выявленных нарушений ОАО «Транссибнефть» были продолжены работы по очистке нефтезагрязненной территории. Впоследствии, в ходе проведения Департаментом Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу внеплановой проверки в мае-июне 2011 года в отношении ОАО «Транссибнефть», с участием ФБУ «ЦЛАТИ по СФО», было установлено, что содержание нефтепродуктов в поверхностных водах и почве не превышает установленных норм (фонового значения).
Также сообщаем, что согласно п. 3 «Правил использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведения на них мелиоративных, рекультивационных работ, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2004 № 112, с целью установления факта и причин загрязнения, определения местоположения и площади загрязненных земель, уровней химического и (или) радиоактивного загрязнения и показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления по инициативе собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей или арендаторов земельных участков, а также на основании данных государственного мониторинга земель, государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга, мониторинга радиоактивного и химического загрязнения окружающей природной среды и иных наблюдений и исследований организуют специальные обследования.
В связи с тем, что результаты таких обследований, проведенных в соответствии с законодательством Российской Федерации, отсутствуют, определение причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ОАО «Транссибнефть» и предполагаемыми последствиями её осуществления представляется затруднительным.
Учитывая, что в результате аварии на МП «Омск-Иркутск» загрязнению подвергнуты объекты окружающей среды, не находящиеся в федеральной собственности, такие исследования должны быть организованы и проведены органом исполнительной власти Новосибирской области, либо органом местного самоуправления.