Все борются за власть — мы боремся за жизнь.

Зеленый трибунал

Власти не устраняют последствия прорыва нефтепровода Омск-Иркутск

На контроле

Ход дела

26 декабря 2013
Руководителю Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
В.В. Кириллову

В мой адрес поступило обращение от Кузнецова Николая Ивановича, в котором он указывает на ряд негативных последствий, вызванных авариями на нефтепроводе «Омск - Иркутск», произошедших в апреле и декабре 2008 года в Мошковском районе Новосибирской области.
В результате бездействия региональных и местных властей по устранению последствий указанных аварий большое количество нефтепродуктов попало в почву и водные объекты региона. Согласно результатам проведенных экспертиз, предельно допустимая концентрация нефтепродуктов в воде и почве превышает допустимые нормы во много раз. Также вызывает тревогу резкое ухудшение состояния здоровья местных жителей.
При этом правительство Новосибирской области и администрация Мошков- ского района всячески замалчивают о масштабах аварии на нефтепроводе, нанесенному экологическому ущербу и здоровью граждан. Кроме того не принимаются эффективные меры по восстановлению экосистемы Мошковского района Новосибирской области.
На основании вышеизложенного прошу Вас, уважаемый Владимир Владимирович, дать поручение провести всестороннюю и объективную оценку последствий аварий на нефтепроводе «Омск - Иркутск».
О результатах проведенной работы прошу меня проинформировать в установленном порядке.

Депутат Государственной Думы ФС РФ, Член высшего политического совета Партии
Дмитрий Гудков
25 февраля 2014
Депутату Государственной Думы ФС РФ, Члену высшего политсовета Партии
Дмитрию Гудкову

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в рамках своей компетенции рассмотрела Ваше письмо и прилагаемое обращение Кузнецова Н.И. по вопросу оценки последствий аварий на нефтепроводе «Омск-Иркутск» и сообщает следующее.
В декабре 2008 года в Мошковском районе Новосибирской области на 744,7 км магистрального нефтепровода (далее - МН) «Омск-Иркутск» произошла авария, сопровождающаяся разливом нефти и ее попаданием на почву и в поверхностный водный объект - река Балта. По данному факту уполномоченными органами проводилось техническое расследование причин возникновения аварии. [more]
Кроме того, согласно «Критериям отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 № 640, река Балта относится к объектам, подлежащим региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов. Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области, осуществляющим региональный надзор, производились действия, направленные на установление величины ущерба, причиненного водному объекту в соответствии с «Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства», утвержденной приказом Минприроды России от 13.04.2009 №87.
Дополнительно сообщаем, что за период с момента возникновения аварии на МН «Омск-Иркутск» и до настоящего времени, Департаментом Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу в пределах своей компетенции в 2009-2011 годах также неоднократно осуществлялись выездные контрольно-надзорные мероприятия, в том числе, сопровождающиеся отбором и последующим анализом проб поверхностных вод и почв, с привлечением аккредитованной лаборатории ФБУ «ЦЛАТИ по СФО», а также Института почвоведения и агрохимии СО РАН.
Так, в 2010 году проведенными в соответствии с приказом Департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу от 20.07.2010 №312 надзорными мероприятиями было установлено, что действия ОАО «Транссибнефть» по устранению последствий аварийного разлива нефти не были исчерпывающими, а мероприятия по надзору за исполнением ОАО 
«Транссибнефть» требований водного законодательства, проведенные Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области, не были направлены на побуждение природопользователя к качественному выполнению работ по ликвидации последствий аварии. В целях устранения выявленных нарушений ОАО «Транссибнефть» были продолжены работы по очистке нефтезагрязненной территории. Впоследствии, в ходе проведения Департаментом Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу внеплановой проверки в мае-июне 2011 года в отношении ОАО «Транссибнефть», с участием ФБУ «ЦЛАТИ по СФО», было установлено, что содержание нефтепродуктов в поверхностных водах и почве не превышает установленных норм (фонового значения).
Также сообщаем, что согласно п. 3 «Правил использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведения на них мелиоративных, рекультивационных работ, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2004 № 112, с целью установления факта и причин загрязнения, определения местоположения и площади загрязненных земель, уровней химического и (или) радиоактивного загрязнения и показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления по инициативе собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей или арендаторов земельных участков, а также на основании данных государственного мониторинга земель, государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга, мониторинга радиоактивного и химического загрязнения окружающей природной среды и иных наблюдений и исследований организуют специальные обследования.
В связи с тем, что результаты таких обследований, проведенных в соответствии с законодательством Российской Федерации, отсутствуют, определение причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ОАО «Транссибнефть» и предполагаемыми последствиями её осуществления представляется затруднительным.
Учитывая, что в результате аварии на МП «Омск-Иркутск» загрязнению подвергнуты объекты окружающей среды, не находящиеся в федеральной собственности, такие исследования должны быть организованы и проведены органом исполнительной власти Новосибирской области, либо органом местного самоуправления.

Заместитель Руководителя
А.М. Амирханов