В наш адрес поступило обращение жителя д. Смолино (Сарапульский район, Республика Удмуртия), обеспокоенного ситуацией, связанной со строительством полигона ТБО.
По представленной информации планируемое место под строительство данного полигона находится менее чем в 500 метрах от границ деревни Смолино.
Просим Вас провести проверку указанных в обращении фактов на предмет соблюдения требований действующего законодательства, и, в случае выявления нарушений закона, принять соответствующие меры прокурорского реагирования.
Текст обращения:
Обращаюсь к вам с просьбой оказать поддержку и защиту нарушению конституционных прав гражданина России от произвола местных властей решивших дать согласие на организацию на территории муниципального образования «Дулесовское» Сарапульского района Удмуртской Республики полигона по переработке твердобытовых отходов, проще говоря, свалку (ТБО).
Считаем что организация свалки ТБО не возможна так как Во-первых планируемое место под отведение свалки-полигона ТБО расположено в менее чем 500метрах от границ населенного пункта а именно деревни «Смолино» и ее ближайших улиц Дорожная расстояние от которой менее 300метров. При этом согласно Правила землепользования и застройки городского поселения и в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. 28.3.6. Санитарно-защитные зоны объектов размещения (полигонов) твердых бытовых отходов Санкционированная свалка, числящаяся в городском поселении, территориально расположена в границах поселения, она относится к I классу опасности, размер санитарно-защитной зоны составляет 1000 м. В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, относиться к промышленным объектам и производствам первого класса, расстояние до границ населенного пункта составляет - 1000 м;
Во-вторых из за близости грунтовых вод, а также учитывая «низменный» характер расположения деревни Смолино, Сарапульского района возникает вероятность загрязнения не только окружающей среды, которой безусловно будет нанесен вред, а также грунтовым водам, которые окажут негативное действие на здоровье населения, не только постоянно проживающее на территории деревни но и города Сарапула. Также негативно отразиться на здоровье приезжающих граждан и предпринимателей за местной водой. Ухудшиться состояние и воды в скважине, которая расположена менее чем в 1000метрах от планируемого места свалки, которое расположено выше деревни, а водозабор «питьевого водопровода» ниже, то возникает прямая угроза здоровью населения. Учитывая, что свалка более чем 100тыс города со временем будет только расти то расстояние еще сократиться в разы.
В-третьих, строительство свалки ТБО, из за близости грунтовых вод и учитывая низменный характер расположения деревни, особенно в весенний период угрожает загрязнению реки Ашхабариха (Яромаска) относящейся к реке бассейну рек Водной системы Кама - Волга - Каспийское море. Если учесть что свалка-полигон твердобытовых отходов большого города с более чем 100 тысячным населением то организация свалки-полигона ТБО грозит большой экологической катастрофе.
В-четвертых при решении строительства свалки необходимо проведение экологической экспертизы которая безусловно может дать только отрицательный ответ так как нарушены не только дистанционные расстояния для организации свалки но и многие действующие санитарные нормы и правила а именно : СанПиН 2.1.7.1038-01, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2001 г, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». ... 38. Производство боеприпасов, взрывчатых веществ, склады и полигоны. ... КЛАСС I – санитарно-защитная зона 1000 м., СП 2.1.7.1038-01: Для полигонов для твердых бытовых отходов, СанПиН 2.1.7.722-98, Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1322-03. "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов. ... - полигоны твердых бытовых и смешанных отходов.
Кроме того, в соответствии со ст. 12 ФЗ от 23 ноября 1995 г. "Об экологической экспертизе" государственной экологической экспертизе среди прочих подлежат технико-экономические обоснования объектов хозяйственной деятельности; иные виды документации, которая обосновывает хозяйственную и иную деятельность и реализация которой способна оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территории субъекта Федерации; все виды градостроительной документации. Таким образом проведение общественной экологической экспертизы является обязательным., но в данном случае ее значение может только подтвердить обеспокоиность по поводу организации свалки полигон ТБО так как нарушены дистанции от границ населенных пунктов.
В-пятых на основании выше изложенного считаю, что нарушены следующие нормативные акты: Нарушены требования ст.ст.29,32 Земельного кодекса РФ.
ст.ст.1,9,11 Федерального закона « Об отходах производства и потребления». П.74 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также требования Санитарных Правил СП 2.1.7.1038 -01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», п.2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03. Водный кодекс Российской Федерации ФЗ от 03.06.2006, №74-ФЗ
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001, № 136-ФЗ
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,
- Федеральный закон от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
- Федеральный закон от 04.05.99 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»,
- постановление Правительства Российской Федерации от 23.11.96 № 1404 «Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах»,
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.04.2003 № 38 «О введении в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»,
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 №88 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 2.2.1.1312-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий»,
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.04.2003 № 35 «О введении в действие СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения»,
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 №10 «О введении в действие санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02»,
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17.05.2001 № 14 «О введении в действие санитарных правил «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01»,
- ГОСТ 17.1.3.13-86 Межгосударственный стандарт. Охрана природы. Гидросфера. «Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения».
Введен в действие постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 25.06.86 № 1790,
- Правила охраны поверхностных вод. Утверждены первым заместителем председателя Госкомприроды СССР 21.02.91
В-шестых в планируемом месте расположения на расстоянии менее чем 500метров проходят Электрические линии высокого напряжения «Кама-Каучук». Что также нарушает существующие границы охранных зон.
Кроме того, рядом с местом съезда с трассы старый Ижевский тракт на планируемое место организации свалки проходят линии телефонные Линии Росстелекома, а также водопровод.
В-седьмых На данном участке уже давно более 8лет не ведутся сельскохозяйственные работы следовательно земля не используется по назначению и на данном участке земли произрастает лес. Ввиду изложенного, а также руководствуясь Земельным и Лесным кодексом данная земля охраняется Лесным законодательством, а именно Лесным кодексом РФ. Строительство свалки ТБО приведет к вырубке деревьев хвойных пород из состава лесного фонда. Порядок перевода определен Федеральным законом от 21.12.2004г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной
категории в другую».
Считаем выбранное место не подходит для организации свалки и прошу Вас вмешаться в решение данного вопроса.
Так как в соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право на благоприятную окружающую среду является одним из основных субъективных прав человека и гражданина.
Согласно ст. 37 Федерального закона «Об охране окружающей среды» строительство сооружений и иных объектов должны осу ществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных и строительных требований, норм и правил.
Дополнительно сообщаю. На основании ст. 39 указанного закона юридические лица, осуществляющие эксплуатацию сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации по целевому назначению земли подразделяются на 7 категорий, одной из которых являются земли лесного фонда. Земли лесного фонда используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных органов.
Ст. 8 Кодекса отнесение земель к категориям и перевод их из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок перевода определен Федеральным законом от 21.12.2004г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»
Кроме этого, размещение на лесном участке свалки твердых бытовых отходов не соответствует ст. 25 Лесного кодекса РФ. предусматривающей виды использования лесов.
Согласно пп. «е» ст. 39 Правил санитарной безопасности в лесах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 г. № 414, не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.
Пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417, запрещено засорение лесов бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
Таким образом, действующее законодательство не допускает использование лесных участков под размещение отходов.
Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иной деятельности. Целями охраны земель являются:
-предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;
-обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным воздействием хозяйственной деятельности.
На основании ст. 12 Федерального закона РФ от 24.06.1998г №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
На основании ст. ст. 29 и 32 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обеспечивается выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и землеустройства с учетом экологических и иных условий использования соответствующей территории в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию в специальных хранилищах, в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Согласно ст. 9 Федерального закона РФ от 24.06.1998г №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п. 74 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ от 24.06.1998г №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Кроме того, в нарушение Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»: не обеспечено достаточное поступление изолирующего материала; не организован надлежащий контроль за поступлением отходов на свалку и учет отходов по классам опасности, отсутствует согласованный план природоохранных и оздоровительных мероприятий и т.п.
В соответствии с п.2.6. СанПиН 2.2.1 2.1.1.1200-03 предприятия, группы предприятий, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющиеся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами. Санитарно-защитная зона (СЗЗ) отделяет территорию промышленной площадки от жилой застройки с обязательным обозначением границ специальными информационными знаками.
Границей жилой застройки является линия, ограничивающая размещение жилых зданий, строений, наземных сооружений и отстоящая от красной линии на расстояние, которое определяется градостроительными нормативами. Красная линия отделяет территорию улично-дорожной сети от остальной территории города.
Проект санитарно-защитной зоны и ее Определение является обязательным. Санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Использование площадей СЗЗ осуществляется с учетом ограничений, установленных действующим законодательством и настоящими нормами и правилами. Санитарно-защитная зона утверждается в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.
Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должны осуществляться в соответствие с требованиями в области охраны окружающей среды.
Пунктами 2.1, 2.8., 2.10-2.14 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления, введенных в действие письмом Минприроды РФ от 21.07.94 г. N01-15/29-2115, для эксплуатирующих объекты размещения отходов организаций предусмотрены следующие обязанности: принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов, меры по обращению с отходами; соблюдать действующие экологические, санитарно-эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами; обеспечивать условия, при
которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления произведенных отходов на промышленной площадке; оформлять разрешения на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном; размещать отходы только при наличии у природопользователя соответствующего разрешения, которое выдается территориальным органом Минприроды России и согласовывается с территориальными органами Госсанэпиднадзора России, Госгортехнадзора России. Роскомнедр, Роскомвода, а также с организациями, на территории которых планируется размещение отходов: осуществлять выбор места для строительства объекта по размещению отходов по решению органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по согласованию со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды на основе специально выполненных геологических, инженерно-геологических и гидрологических исследований; обустраивать и эксплуатировать объекты для размещения отходов в соответствии с проектами, прошедшими государственную и геологическую экологическую экспертизу, соответствующим экологическим, строительным и санитарным нормам и правилам; осуществлять строительство и эксплуатацию подземных сооружений для захоронения отходов производства в соответствии с лицензией, выдаваемой территориальным органом Роскомнедр по согласованию с территориальными органами Минприроды России, Госсанэпиднадзора России, Госгортехнадзора России. Роскомвод; размещать отходы I, II. III, а при необходимости и IV классов опасности только на полигонах по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов, обустроенных в соответствии со СНиП 2.01.28-85. «Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию»; не допускать размещение опасных отходов на территории в границах и менее 3 км от границ городов и населенных пунктов
Основным документом планирования работ является график эксплуатации, составляемый на год. Планируется помесячно: количество принимаемых ТБО с указанием номера карт, на которые складируются отходы, разработка грунта для изоляции ТБО. Организация работ на полигоне должна обеспечивать охрану окружающей среды и т.п.
Статьей 4 названного Закона предписано, что любая деятельность может осуществляться только при обязательном проведении необходимых профилактических мер по обеспечению экологической безопасности, к числу которых согласно ст.6 Закона относятся наличие утвержденной в установленном порядке разрешительной документации, наличие государственной лицензии на осуществление экологически опасных видов деятельности.
Согласно Правилам санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ № 414 от 29.06.2007 г., юридические лица, осуществляющие пользование лесным фондом и являющиеся лесопользователями обязаны своевременно проводить санитарно-оздоровительные мероприятия, которые составляют комплекс мер, направленных на вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Однако, при эксплуатации данной свалки, расположенной на землях государственного лесного фонда проведение указанных профилактических мер не осуществляется.
При таких обстоятельствах планируемая свалка-полигон ТБО является экологически опасным объектом.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.2 ст. 8 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
создает угрозу причинения вреда окружающей среде, что в свою очередь связано с угрозой нарушения субъективного права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированную ст.42 Конституции РФ.
Гражданское законодательство предусматривает последствия осуществления деятельности, создающие угрозу причинения вреда.
Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явится основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность
С Уважением Расулов Валерий Александрович.
Министру природных ресурсов и экологии РФ Донскому С.Е.
Первый заместитель Председателя Центрального Совета Партии
Ход дела
В наш адрес поступило обращение жителя д. Смолино (Сарапульский район, Республика Удмуртия), обеспокоенного ситуацией, связанной со строительством полигона ТБО.
По представленной информации планируемое место под строительство данного полигона находится менее чем в 500 метрах от границ деревни Смолино.
Просим Вас провести проверку указанных в обращении фактов на предмет соблюдения требований действующего законодательства, и, в случае выявления нарушений закона, принять соответствующие меры прокурорского реагирования.
Текст обращения:
Обращаюсь к вам с просьбой оказать поддержку и защиту нарушению конституционных прав гражданина России от произвола местных властей решивших дать согласие на организацию на территории муниципального образования «Дулесовское» Сарапульского района Удмуртской Республики полигона по переработке твердобытовых отходов, проще говоря, свалку (ТБО).
Считаем что организация свалки ТБО не возможна так как Во-первых планируемое место под отведение свалки-полигона ТБО расположено в менее чем 500метрах от границ населенного пункта а именно деревни «Смолино» и ее ближайших улиц Дорожная расстояние от которой менее 300метров. При этом согласно Правила землепользования и застройки городского поселения и в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. 28.3.6. Санитарно-защитные зоны объектов размещения (полигонов) твердых бытовых отходов Санкционированная свалка, числящаяся в городском поселении, территориально расположена в границах поселения, она относится к I классу опасности, размер санитарно-защитной зоны составляет 1000 м. В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, относиться к промышленным объектам и производствам первого класса, расстояние до границ населенного пункта составляет - 1000 м;
Во-вторых из за близости грунтовых вод, а также учитывая «низменный» характер расположения деревни Смолино, Сарапульского района возникает вероятность загрязнения не только окружающей среды, которой безусловно будет нанесен вред, а также грунтовым водам, которые окажут негативное действие на здоровье населения, не только постоянно проживающее на территории деревни но и города Сарапула. Также негативно отразиться на здоровье приезжающих граждан и предпринимателей за местной водой. Ухудшиться состояние и воды в скважине, которая расположена менее чем в 1000метрах от планируемого места свалки, которое расположено выше деревни, а водозабор «питьевого водопровода» ниже, то возникает прямая угроза здоровью населения. Учитывая, что свалка более чем 100тыс города со временем будет только расти то расстояние еще сократиться в разы.
В-третьих, строительство свалки ТБО, из за близости грунтовых вод и учитывая низменный характер расположения деревни, особенно в весенний период угрожает загрязнению реки Ашхабариха (Яромаска) относящейся к реке бассейну рек Водной системы Кама - Волга - Каспийское море. Если учесть что свалка-полигон твердобытовых отходов большого города с более чем 100 тысячным населением то организация свалки-полигона ТБО грозит большой экологической катастрофе.
В-четвертых при решении строительства свалки необходимо проведение экологической экспертизы которая безусловно может дать только отрицательный ответ так как нарушены не только дистанционные расстояния для организации свалки но и многие действующие санитарные нормы и правила а именно : СанПиН 2.1.7.1038-01, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2001 г, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». ... 38. Производство боеприпасов, взрывчатых веществ, склады и полигоны. ... КЛАСС I – санитарно-защитная зона 1000 м., СП 2.1.7.1038-01: Для полигонов для твердых бытовых отходов, СанПиН 2.1.7.722-98, Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1322-03. "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов. ... - полигоны твердых бытовых и смешанных отходов.
Кроме того, в соответствии со ст. 12 ФЗ от 23 ноября 1995 г. "Об экологической экспертизе" государственной экологической экспертизе среди прочих подлежат технико-экономические обоснования объектов хозяйственной деятельности; иные виды документации, которая обосновывает хозяйственную и иную деятельность и реализация которой способна оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территории субъекта Федерации; все виды градостроительной документации. Таким образом проведение общественной экологической экспертизы является обязательным., но в данном случае ее значение может только подтвердить обеспокоиность по поводу организации свалки полигон ТБО так как нарушены дистанции от границ населенных пунктов.
В-пятых на основании выше изложенного считаю, что нарушены следующие нормативные акты: Нарушены требования ст.ст.29,32 Земельного кодекса РФ.
ст.ст.1,9,11 Федерального закона « Об отходах производства и потребления». П.74 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также требования Санитарных Правил СП 2.1.7.1038 -01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», п.2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03. Водный кодекс Российской Федерации ФЗ от 03.06.2006, №74-ФЗ
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001, № 136-ФЗ
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,
- Федеральный закон от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
- Федеральный закон от 04.05.99 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»,
- постановление Правительства Российской Федерации от 23.11.96 № 1404 «Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах»,
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.04.2003 № 38 «О введении в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»,
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 №88 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 2.2.1.1312-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий»,
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.04.2003 № 35 «О введении в действие СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения»,
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 №10 «О введении в действие санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02»,
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17.05.2001 № 14 «О введении в действие санитарных правил «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01»,
- ГОСТ 17.1.3.13-86 Межгосударственный стандарт. Охрана природы. Гидросфера. «Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения».
Введен в действие постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 25.06.86 № 1790,
- Правила охраны поверхностных вод. Утверждены первым заместителем председателя Госкомприроды СССР 21.02.91
В-шестых в планируемом месте расположения на расстоянии менее чем 500метров проходят Электрические линии высокого напряжения «Кама-Каучук». Что также нарушает существующие границы охранных зон.
Кроме того, рядом с местом съезда с трассы старый Ижевский тракт на планируемое место организации свалки проходят линии телефонные Линии Росстелекома, а также водопровод.
В-седьмых На данном участке уже давно более 8лет не ведутся сельскохозяйственные работы следовательно земля не используется по назначению и на данном участке земли произрастает лес. Ввиду изложенного, а также руководствуясь Земельным и Лесным кодексом данная земля охраняется Лесным законодательством, а именно Лесным кодексом РФ. Строительство свалки ТБО приведет к вырубке деревьев хвойных пород из состава лесного фонда. Порядок перевода определен Федеральным законом от 21.12.2004г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной
категории в другую».
Считаем выбранное место не подходит для организации свалки и прошу Вас вмешаться в решение данного вопроса.
Так как в соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право на благоприятную окружающую среду является одним из основных субъективных прав человека и гражданина.
Согласно ст. 37 Федерального закона «Об охране окружающей среды» строительство сооружений и иных объектов должны осу ществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных и строительных требований, норм и правил.
Дополнительно сообщаю. На основании ст. 39 указанного закона юридические лица, осуществляющие эксплуатацию сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации по целевому назначению земли подразделяются на 7 категорий, одной из которых являются земли лесного фонда. Земли лесного фонда используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных органов.
Ст. 8 Кодекса отнесение земель к категориям и перевод их из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок перевода определен Федеральным законом от 21.12.2004г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»
Кроме этого, размещение на лесном участке свалки твердых бытовых отходов не соответствует ст. 25 Лесного кодекса РФ. предусматривающей виды использования лесов.
Согласно пп. «е» ст. 39 Правил санитарной безопасности в лесах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 г. № 414, не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.
Пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417, запрещено засорение лесов бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
Таким образом, действующее законодательство не допускает использование лесных участков под размещение отходов.
Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иной деятельности. Целями охраны земель являются:
-предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;
-обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным воздействием хозяйственной деятельности.
На основании ст. 12 Федерального закона РФ от 24.06.1998г №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
На основании ст. ст. 29 и 32 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обеспечивается выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и землеустройства с учетом экологических и иных условий использования соответствующей территории в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию в специальных хранилищах, в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Согласно ст. 9 Федерального закона РФ от 24.06.1998г №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п. 74 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ от 24.06.1998г №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Кроме того, в нарушение Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»: не обеспечено достаточное поступление изолирующего материала; не организован надлежащий контроль за поступлением отходов на свалку и учет отходов по классам опасности, отсутствует согласованный план природоохранных и оздоровительных мероприятий и т.п.
В соответствии с п.2.6. СанПиН 2.2.1 2.1.1.1200-03 предприятия, группы предприятий, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющиеся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами. Санитарно-защитная зона (СЗЗ) отделяет территорию промышленной площадки от жилой застройки с обязательным обозначением границ специальными информационными знаками.
Границей жилой застройки является линия, ограничивающая размещение жилых зданий, строений, наземных сооружений и отстоящая от красной линии на расстояние, которое определяется градостроительными нормативами. Красная линия отделяет территорию улично-дорожной сети от остальной территории города.
Проект санитарно-защитной зоны и ее Определение является обязательным. Санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Использование площадей СЗЗ осуществляется с учетом ограничений, установленных действующим законодательством и настоящими нормами и правилами. Санитарно-защитная зона утверждается в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.
Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должны осуществляться в соответствие с требованиями в области охраны окружающей среды.
Пунктами 2.1, 2.8., 2.10-2.14 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления, введенных в действие письмом Минприроды РФ от 21.07.94 г. N01-15/29-2115, для эксплуатирующих объекты размещения отходов организаций предусмотрены следующие обязанности: принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов, меры по обращению с отходами; соблюдать действующие экологические, санитарно-эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами; обеспечивать условия, при
которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления произведенных отходов на промышленной площадке; оформлять разрешения на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном; размещать отходы только при наличии у природопользователя соответствующего разрешения, которое выдается территориальным органом Минприроды России и согласовывается с территориальными органами Госсанэпиднадзора России, Госгортехнадзора России. Роскомнедр, Роскомвода, а также с организациями, на территории которых планируется размещение отходов: осуществлять выбор места для строительства объекта по размещению отходов по решению органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по согласованию со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды на основе специально выполненных геологических, инженерно-геологических и гидрологических исследований; обустраивать и эксплуатировать объекты для размещения отходов в соответствии с проектами, прошедшими государственную и геологическую экологическую экспертизу, соответствующим экологическим, строительным и санитарным нормам и правилам; осуществлять строительство и эксплуатацию подземных сооружений для захоронения отходов производства в соответствии с лицензией, выдаваемой территориальным органом Роскомнедр по согласованию с территориальными органами Минприроды России, Госсанэпиднадзора России, Госгортехнадзора России. Роскомвод; размещать отходы I, II. III, а при необходимости и IV классов опасности только на полигонах по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов, обустроенных в соответствии со СНиП 2.01.28-85. «Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию»; не допускать размещение опасных отходов на территории в границах и менее 3 км от границ городов и населенных пунктов
Основным документом планирования работ является график эксплуатации, составляемый на год. Планируется помесячно: количество принимаемых ТБО с указанием номера карт, на которые складируются отходы, разработка грунта для изоляции ТБО. Организация работ на полигоне должна обеспечивать охрану окружающей среды и т.п.
Статьей 4 названного Закона предписано, что любая деятельность может осуществляться только при обязательном проведении необходимых профилактических мер по обеспечению экологической безопасности, к числу которых согласно ст.6 Закона относятся наличие утвержденной в установленном порядке разрешительной документации, наличие государственной лицензии на осуществление экологически опасных видов деятельности.
Согласно Правилам санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ № 414 от 29.06.2007 г., юридические лица, осуществляющие пользование лесным фондом и являющиеся лесопользователями обязаны своевременно проводить санитарно-оздоровительные мероприятия, которые составляют комплекс мер, направленных на вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Однако, при эксплуатации данной свалки, расположенной на землях государственного лесного фонда проведение указанных профилактических мер не осуществляется.
При таких обстоятельствах планируемая свалка-полигон ТБО является экологически опасным объектом.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.2 ст. 8 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
создает угрозу причинения вреда окружающей среде, что в свою очередь связано с угрозой нарушения субъективного права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированную ст.42 Конституции РФ.
Гражданское законодательство предусматривает последствия осуществления деятельности, создающие угрозу причинения вреда.
Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явится основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность
С Уважением Расулов Валерий Александрович.
Министру природных ресурсов и экологии РФ Донскому С.Е.