В ответ на обращение Глеба Фетисова о неблагоприятной экологической ситуации в г. Челябинске, Росприроднадзор подвел итоги проверок, проведенных в 2013 году, и разъяснил причины высокого уровня загрязнения воздуха.
Были установлены источники вредных выбросов и приняты соответствующие меры реагирования.
В Челябинской области, в том числе и в г. Челябинске, государственный мониторинг за уровнями загрязнения атмосферного воздух и прогнозирование наступления неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ) осуществляет Челябинский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиал ФГБУ «Уральское УГМС» (далее - Челябинский ЦГМС).
Челябинским ЦГМС по г. Челябинску всего за 2012 год зафиксировано 94 дня с НМУ, а в период с 01.01.2013 по 01.12.2013 г. зафиксировано 145 таких дней. НМУ - это краткосрочное сочетание метеорологических факторов (штиль, слабый ветер, ветер неблагоприятного направления, туман, инверсия), которые способствуют накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха. В эти периоды вредные вещества (от промышленных предприятий, от автотранспорта, от горения мусора) скапливаются непосредственно в приземном слое атмосферы, на уровне дыхания людей, и повышается вероятность ощущения запахов примесей в воздухе, а также ухудшения состояния здоровья у некоторых людей.
Управлением Росприроднадзора по Челябинской области за период с 01.01.2013 по 07.11.2013 проведено 8 плановых проверок следующих юридических лиц, расположенных в г. Челябинск: ЗАО «КЕММА», ОАО «ЧКПЗ», ЗАО «ЧСДМ», ООО «Мечел-Кокс», ОАО «ЧЗПСН-Профнастил», ОАО «ЧТПЗ», ОАО «Уралавтоприцеп», ЗАО «Челябвторцветмет»; а также 22 внеплановые проверки с целью контроля исполнения ранее выданных предписаний об устранении нарушений в области охраны атмосферного воздуха.
По результатам проведенных проверок, сделаны следующие выводы о нарушениях законодательства об охране атмосферного воздуха:
- на ЗАО «КЕММА» превышен разрешенный выброс загрязняющих веществ;
- на ОАО «ЧКПЗ» производственный экологический контроль на источниках выброса загрязняющих веществ и периоды НМУ осуществлялся с отклонением от план - графика контроля, допущено нарушение правил эксплуатации установок очистки газа;
- на ЗАО «ЧСДМ» производственный экологический контроль периоды НМУ осуществлялся с отклонением от план - графика контроля, допущено нарушение правил эксплуатации установок очистки газа;
- на ООО «Мечел-Кокс» допущено нарушение правил эксплуатации установок очистки газа;
- на ОАО «ЧЗПСН-Профнастил» нарушений не выявлено;
- на ОАО «ЧТПЗ» нарушений не выявлено;
- на ОАО «Уралавтоприцеп» производственный экологический контроль осуществлялся с отклонением от план - график производственного контроля, допущено нарушение правил эксплуатации установок очистки газа;
- на ЗАО «Челябвторцветмет» допущено нарушение правил эксплуатации установок очистки газа, производственный экологический контроль осуществлялся с отклонением от план - графика производственного контроля.
За выявленные нарушения виновные лица привлечены к административной ответственности.
По итогам проведенных проверок юридическим лицам выдано 43 предписания об устранении нарушений в области охраны атмосферного воздуха, со сроком исполнения в 2014 году. Исполнение предписаний контролируется Управлением, по результатам проведенных проверок выявлено, что из ранее выданных предписаний выполнено 28, не выполнено 6. За невыполнение предписаний юридические лица привлекаются к административной ответственности.
В Челябинске и других крупных городах, помимо выбросов от предприятий, до 40% вклада в загрязнение атмосферного воздуха вносит автотранспорт, а также иные источники выделения загрязняющих веществ (периодические возгорания мусора в местах его накопления, размещения; проведение дорожно-строительных работ и др.). Общий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников загрязнения за 2012 год составил 86,8 тыс. т. по г. Челябинску.
К большому сожалению, если повлиять на выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников надзорные органы имеют возможность (проверки, меры административного воздействия, плата за негативное воздействие на окружающую среду), то на выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта - повлиять не могут. К тому же количество автотранспорта постоянно растет.
В Челябинске, помимо выбросов от предприятий и автомобильного транспорта, высокий уровень воздействия на окружающую среды оказывает Челябинская городская свалка, которую эксплуатирует Муниципальное унитарное предприятие «ГОРОДСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР». Специалистами Управления 17.06.2013 и 28.06.2013 проведены рейдовые мероприятия. В ходе мероприятий установлено, что Челябинская городская свалка горит, и продукты горения загрязняют атмосферный воздух.
Материалы проверки направлены в Челябинскую природоохранную прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования в отношении МУП «ГорЭкоЦентр». Проверкой было установлено, что, вследствие ненадлежащего производственного контроля за исполнением технологического регламента эксплуатации свалки 16.06.2013 произошло возгорание отходов на городской свалке, в результате нарушения предприятием природоохранных и технологических требований, что повлекло выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Пожар на городской свалке продолжался до 19.06.2013. Горение отходов прекратилось после проливных дождей прошедших в период с 14.07.2013 г. по 15.07.2013 г. В результате пожара допущен выброс загрязняющих веществ (углерода, диоксида азота, диоксида серы, оксида углерода) в атмосферный воздух в концентрациях, превышающих предельно допустимые. По факту выявленных нарушений в отношении главного инженера МУП «ГорЭкоЦентр» возбуждено дело об административном правонарушении.
Управлением ведется постоянная работа по разработке предложений о внесении дополнений и изменений в федеральное законодательство, направленных на улучшение качества окружающей среды. Говоря о законопроектной деятельности, обращаем Ваше внимание на проект федерального закона № 575414-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства в области охраны окружающей среды». Указанным законопроектом предполагается, в том числе значительно расширить ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» за счет включения в нее конкретных требований к программам производственного экологического контроля и пунктов, определяющих применение автоматизированных систем постоянного инструментального контроля на источниках выбросов загрязняющих веществ.
В настоящее время, в рамках своих полномочий, Управление принимает все необходимые меры по привлечению нарушителей природоохранного законодательства к ответственности, а также меры, направленные на предупреждение ситуаций, которые ведут к загрязнению окружающей среды.
Комментарии