На минувшей неделе скандалом закончился эксперимент, который провела экологическая партия "Альянс зеленых"
Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ
До конца года Министерство экологии и природопользования Московской области собирается презентовать важный документ по обращению с отходами.
Эта схема знаменует собой новый, современный подход к "мусорной проблеме", которая портит жизнь многим жителям области. В то же время, учитывая, что большинство (до 80%) отходов в область попадает из Москвы, а Москва, кажется, не собирается заботиться об их уменьшении, одними лишь новыми правилами ситуацию не спасешь. Плюс к колоссальному количеству легально вывозимого мусора проведенный на минувшей неделе экологами эксперимент показал, что отходы из столичных мусорок зачастую оказываются в подмосковных оврагах.
Много лет московская агломерация двигалась к мусорному коллапсу. Если мы не остановим этот поток, и Москва, и область могут буквально утонуть в отходах. Решить проблему может только прямой диалог между руководством двух регионов.
Сегодня на территории Московской области уже размещен огромный объем твердых коммунальных отходов (ТКО). Из Москвы ввозится как минимум 20 млн тонн мусора в год, что составляет до 80% от общего объема отходов в регионе.
По данным "РИА Новости" в разные годы в области действовало в общей сложности более 210 мусорных полигонов, из них на сегодняшний день официально продолжают действовать 23, половина которых уже выработала свой ресурс. Еще около полутора тысяч свалок — несанкционированные! Горы мусора, занимающие гектары площади, высотой с многоэтажные дома, каждый день увеличиваются. Среднегодовой прирост объемов образования отходов достигает 6%.
Все это загрязняет воздух вредными испарениями, воду и почву — сверхтоксичным свалочным фильтратом. Более трех сотен населенных пунктов в Подмосковье страдают от близости свалок. Аллергии, астма, сердечные заболевания и даже онкология — результат соседства с полигонами ТКО. В десятках районов жители протестуют против экологических нарушений, связанных с "мусорной проблемой". При этом стоит подчеркнуть, что природе наплевать на прочерченные человеком границы. Москва сама страдает от мусора, от которого пытается избавиться, хоть и не столь сильно, как Подмосковье. Стекая в подземные водоносные горизонты, свалочный фильтрат попадает в бассейны водоемов, обеспечивающих питьевой водой не только область, но и столицу. Да и тысячи москвичей, отдыхающих за городом, все чаще сталкиваются с тем, что приехали за чистым воздухом, водой, красивой природой, а получили все прелести "помойки под боком".
В последние годы подмосковные власти, учитывая требования законодательства и жалобы жителей, стали закрывать мусорные полигоны, исчерпавшие ресурс и несущие угрозу экологии. По информации губернатора Московской области Андрея Воробьева, обнародованной в середине июля этого года, из 39 полигонов уже закрыли 16, в ближайшие два-три года будут закрыты еще 9.
До конца этого года министерство экологии и природопользования Московской области собирается провести презентацию принципиально нового подхода к обращению с отходами
Решились ли благодаря такому подходу локальные экологические проблемы в районах, соседствующих с полигонами, и в целом в области? Эксперты однозначно говорят: нет. Во-первых, по статистике, резко увеличилось количество несанкционированных свалок. ТКО сваливают как в непосредственной близости от прекративших работу полигонов, так и просто где попало: в лесах, оврагах, карьерах. Во-вторых, мы уверены, что полигон закрытый, но не рекультивированный, даже опаснее, чем работающий. В "теле" полигона, в колоссальном спрессованном объеме мусора, идет множество физических и химических процессов. Это и образование свалочного газа, состоящего из метана, углекислого газа, сероводорода и иных токсичных примесей. Это и экзотермические реакции, приводящие к возгораниям. Это и выделение в окружающую почву и грунтовые воды, как печально шутят химики, "всей таблицы Менделеева". Рекультивация полигона, который и после закрытия еще минимум 20-25 лет остается "вонючей" и опасной проблемой, обходится в миллиарды рублей.
До конца этого года министерство экологии и природопользования Московской области собирается провести презентацию принципиально нового подхода к обращению с отходами. Утвердить логистику перевозок и требования к новым предприятиям, которые должны сократить объемы захораниваемого мусора примерно в четыре-пять раз. На оставшихся полигонах ТКО в области будет проведена модернизация.
Если планы, которые сейчас разрабатывает областное минэкологии, будут реализованы, можно с высокой долей вероятности порадоваться: с отходами, генерируемыми областью, будут обращаться грамотно и экологично. Но, как уже говорилось, это лишь пятая часть оказывающегося на территории Подмосковья мусора. 80% ТКО привозит столица. Что делать с этим мусором, за который по логике вроде бы должна отвечать Москва? По факту же, как только мусоровоз покидает границы столицы, московские власти судьбой вывозимых отходов интересоваться перестают.
Подмосковье задыхается
Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ
2017 год, как известно, объявлен в России годом экологии. Как уточнил спецпредставитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов, в 2017 году в Подмосковье должно начаться строительство по крайней мере двух мусороперерабатывающих заводов, к чему он призывает приложить все усилия: "Раскачиваться дальше нельзя, потому что Подмосковье уже задыхается. Некоторые мусоровозы из Москвы уже идут в Калужскую область, и это я говорю о тех, кто работает легально".
Иванов напомнил, что сейчас в России нет ни одного мусороперерабатывающего завода, отвечающего мировым требованиям в области экологии. Ведь в России мусор по старинке вывозят на свалки и полигоны. А это заражает почву и представляет серьезную опасность для людей. В то время как в странах Запада при переработке мусора производят электроэнергию, резюмировал спецпредставитель президента, "шведам, например, уже не хватает собственного мусора и они его импортируют. То есть мусор имеет коммерческую стоимость".
Мусор за МКАД — столице легче
9 августа 2016 года в Москве принято постановление правительства Москвы "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами". В приложении к постановлению указано, что территориальная схема является одним из основных актов города Москвы в сфере обращения с отходами. Схема эта заканчивается МКАД и границами Новой Москвы. Московскими властями был подписал документ, из которого следует, что Москва, судя по всему, не собирается что-либо делать со своим мусором: более 22 млн тонн отходов, образованных гражданами и предприятиями столицы, передается и будет передаваться в другие субъекты для последующей утилизации, обезвреживания и захоронения. Что это значит? Говоря простым языком, мы убрались у себя дома, а мусор выбросили к соседям. Учитывая экономию на логистике перевозок, подавляющее большинство мусора оседает, как уже говорилось, в Подмосковье. При этом Москва платит Подмосковью за утилизацию отходов по смешным тарифам, которые в десять и более раз ниже, чем в других аналогичных мегаполисах мира, и минимум в пять раз ниже, чем нужно средств, чтобы безопасно утилизировать московский мусор. Не говоря уже о том, что при таком подходе невозможно даже частично оплатить Подмосковью накопленный экологический ущерб за несколько десятилетий варварских методов утилизации ТКО.
Какова же стратегия Москвы? Из документа следует, что столица планирует продолжать начатый ею еще до принятия территориальной схемы эксперимент длиной в 15 лет по переложению ответственности администрации за утилизацию ТКО на частных подрядчиков. Напомним, ранее администрация города заключила государственные контракты с несколькими крупными подрядчиками общей стоимостью более 140 млрд руб., поделив столицу на сектора, из которых ТКО должны не просто вывозиться, а утилизироваться с использованием самых прогрессивных технологий. Декларировалось, что подрядчики построят современные мусороперерабатывающие предприятия, добьются столь же глубокой сортировки, как в Европе, и в конечном итоге создадут эффективную систему переработки ТКО, которая уменьшит количество мусора для захоронения и позволит частично переработать накопленный мусор.
В апреле нынешнего года на прямой линии с Владимиром Путиным президент России, отвечая на вопрос о проблеме отходов, заявил о "чрезвычайно высокой криминализации этой сферы"
За три года, прошедших с начала эксперимента, ни одного такого предприятия не только не появилось, но даже не спроектировано, хотя государственные средства подрядчикам исправно выделяются. Выводы? Очевидно, вполне понятны.
В апреле нынешнего года на прямой линии с Владимиром Путиным президент России, отвечая на вопрос о проблеме отходов, заявил о "чрезвычайно высокой криминализации этой сферы". Чтобы понять уровень криминализации, давайте вспомним ситуацию летом 2010 года, когда только вмешательство и поручение Владимира Путина позволило закрыть свалку у аэропорта Шереметьево, которую безрезультатно пытались ликвидировать на протяжении десятка лет и которая стала из-за постоянных пожаров угрожать полетам главного международного аэропорта страны. Получается, чтобы исчезла какая-то помойка, президент огромной страны должен ее закрыть едва ли не лично!
А это ситуация буквально под носом у чиновников, что уж говорить о сотнях историй несанкционированного свала мусора в Подмосковье. Туда столичным чиновникам ехать далеко, и видеть, что происходит с их же, столичными, ТКО за пределами МКАД, они, очевидно, просто не желают.
На минувшей неделе скандалом закончился эксперимент, который провела экологическая партия "Альянс зеленых". Столичный департамент ЖКХ и благоустройства не смог оперативно ответить, куда и по какой схеме вывозится московский мусор. Экологи сами решили вести мониторинг мусорных потоков из Москвы в Подмосковье с помощью современных технологий, заложив в ТКО в разных районах города радиомаяки (GPS-трекеры). Что неудивительно, часть маршрутов московских твердых коммунальных отходов окончилась не на действующих мусорных полигонах, а там, где мусор категорически запрещено выгружать. Теперь правоохранительным органам предстоит разобраться, почему московские предприятия, выполняющие городской заказ на вывоз мусора, незаконно сваливают свои отходы в леса и овраги Московской области.
Один из пунктов госконтракта с компанией "Эколайн" (один из тех крупных подрядчиков, которые сейчас занимаются ТКО столицы) гласит, что заказчик имеет право приглашать независимых экспертов для проверки качества оказанных услуг. Было бы логично, если бы какая-то из федеральных экологических организаций оказала помощь Москве и проанализировала, что творится с отходами, на работу с которыми выделены из бюджета колоссальные суммы. Как компенсируется вред соседям. Как "поживают" те современные объекты по цивилизованной переработке отходов, которые обещали построить подрядчики в рамках контрактов.
Что делать?
Фото: Андрей Махонин, Коммерсантъ
Горячие головы вообще предлагают принять закон Московской области о запрете ввоза на территорию области мусора из других регионов, установить жесткий контроль за тарой и упаковкой, которые составляют существенный объем ТКО. Этот вариант, возможно, слишком радикален. Но очевидно, что менять систему взаимоотношений столицы и области по "мусорному вопросу" необходимо срочно.
Пять лет назад, когда в Москву федеральными властями для наведения порядка был направлен Сергей Собянин, а Подмосковье возглавил Сергей Шойгу, властям частично удалось решить "забронзовевший" конфликт между двумя регионами, по факту являющимися единой агломерацией. Под контролем и патронажем федеральных органов власти стала реализовываться единая транспортная стратегия, дело немного сдвинулось с мертвой точки. Но впоследствии сложилось впечатление, что московские власти стали вести себя все менее и менее рационально и откровенно увлеклись темой благоустройства центральных улиц Москвы в ущерб комфортному развитию города и окрестностей в целом. В итоговом варианте "Стратегии развития Москвы на период до 2025 года", которая разрабатывалась экспертами Российской академии наук по заказу правительства Москвы, было отмечено: "Среди мировых городов Москва является фактически единственным глобальным мегаполисом, не имеющим системы управления своей агломерацией. Так, отсутствие согласованной стратегии развития Москвы и Московской области и, как следствие, независимая разработка их генеральных планов привели <...> к снижению комфортности и безопасности проживания". Это может означать, что для решения проблемы переработки и утилизации ТКО в московской агломерации тоже потребуется вмешательство федерального центра.
Что касается Московской области, то нельзя не отметить: помимо огромнейшей работы по выстраиванию новой схемы размещения полигонов ТКО параллельно создаются и условия участия жителей в принятии решений в этой сфере. Так, Московская область стала первым регионом, который ввел пост омбудсмена по экологии. Ведется работа с экспертным сообществом и научными институтами. Снова заговорили о подготовке Экологического кодекса Подмосковья, который бы помог настроить работу государственных и общественных институтов в нужном направлении, дал необходимые гарантии инвесторам в рамках государственно-частного партнерства, унифицировал природоохранные нормы и правила, заложил бы основы просветительской работы и экологического образования.
Остается Москве, как региону, входящему в единую агломерацию, осознать приоритетность вопроса с переработкой и утилизацией ТКО и не становиться тормозом на пути декриминализации формируемой отрасли и создания современных, эффективных решений "мусорной проблемы".
Больше вопросов, чем ответов
Кто даст нам уверенность, что новые подходы и территориальные схемы Москвы и Московской области по утилизации ТКО обеспечат экологическую безопасность жителям Подмосковья? Кто возьмет на себя ответственность за то, чтобы на новые экологически безопасные предприятия по переработке и утилизации ТКО нашлись деньги? Кто заплатит за десятилетия нанесения ущерба экологии региона, за рекультивацию отработавших ресурс полигонов?
Одно можно сказать точно — тарифы за вывоз мусора необходимо повышать. Ведь забота об экологии требует инвестиций и новых вложений, а значит, надо строить заводы, строить и мусоросортировочные станции. Все это требует финансовых вложений, которые должны компенсироваться за счет увеличения тарифа на вывоз мусора. Тарифа для правительства Москвы, а не для граждан. Москва должна платить больше.
Российское общество достаточно зрелое и активное для реализации цивилизованного и действенного механизма решения этой проблемы и давления на чиновников со стороны жителей — в частности, жителей Подмосковья. Абсолютно необходимо создавать общественную экспертную инфраструктуру по контролю за реализацией нового подхода по обращению с ТКО. Сегодня становится ясно, что и региональные схемы, и экономика становления отрасли переработки и утилизации ТКО по новым качественным мировым экологическим стандартам должны быть для Москвы и Московской области, с одной стороны, современными, эффективными и четко синхронизированными, а с другой стороны — понятными и прозрачными для жителей и экспертов-экологов. Иначе и столицу, и область накроет мусорным коллапсом уже в ближайшие годы.
Подробнее:http://kommersant.ru/doc/3082442
Комментарии