26 ноября в Москве состоялось заседание Клуба муниципальных депутатов при поддержке Московского фонда развития местного самоуправления.
В собрании приняли участие действующие депутаты из трех десятков муниципальных образований, члены Общественной палаты города, представители исполнительных органов власти и общественные активисты.
Председатель Фонда развития местного самоуправления, депутат района "Дорогомилово" Зоя Шаргатова сообщила, что Московский фонд развития местного самоуправления готовит доклад «Об итогах реализации отдельных государственных полномочий Советами депутатов муниципальных округов города Москвы». Анализ будет касаться исполнения самых «актуальных полномочий» по благоустройству, выборочному капитальному ремонту (общий объем финансирования этих работ превышает 20 млрд. руб.) и переводу жилых помещений в нежилые (самое коррупционноемкое полномочие местных парламентариев). Напомним, что ряд государственных полномочий был передан в 2012 году Советам депутатов муниципальных округов города Москвы по инициативе мэра Сергея Собянина.
Член Общественной палаты г. Москвы, депутат Войковского района Александр Закондырин констатировал, что Закон №39 г. Москвы от 11.07.2012 г., касающийся передачи полномочий, был введен в действие практически одновременно со вступлением в полномочия муниципальных депутатов нового созыва, и прошло достаточно времени, чтобы подвести первые итоги его реализации: «Для того чтобы понять, насколько успешно этот закон реализуется и какое количество депутатов действительно исполняют полномочия, мы проводим масштабное исследование. Оно включает анализ сайтов муниципальных образований, социологические исследования с участием депутатов, проведение круглых столов и индивидуальное интервьюирование. Полученные данные будут изданы и публично обнародованы».
Председатель фонда Зоя Шаргатова отметила, что по итогам исследования будет составлен рейтинг самых неэффективных Советов депутатов и управ районов города: «Мы уже определили параметры, по которым оценим работу московских депутатов и чиновников. Вся информация для составления рейтинга взята из открытых источников. Это те данные, которые обнародовали сами депутаты и чиновники». Критерием для оценки выбраны три параметра: информационная открытость, активность депутатов и конфликтность. Уже сейчас проведен анализ сайтов всех 125 муниципальных округов города (районы старой Москвы, муниципальные образования «Новой Москвы» не подверглись анализу, т.к. обладают другим функционалом), в результате которого выяснилось, что многие сайты банально не работают (Выхино-Жулебино (ЮВАО), Капотня (ЮВАО) или не содержат фактически никакой информации о деятельности Советов депутатов (Очаково-Матвеевское (ЗАО), Тропарево-Никулино (ЗАО), Митино (СЗАО), Западное Дегунино (САО), Савеловский (САО), Чертаново Южное (ЮАО) и Южное Бутово (ЮЗАО).
Также было проведено анкетирование 145 депутатов из 85 муниципальных округов (более 9% всего депутатского корпуса), по результатам которого выяснилось, что 87% депутатов принимали участие в работе комиссий, осуществляющих контроль за работами по благоустройству дворовых территорий. В качестве критериев для оценки качества выполнения работ по благоустройству 37% депутатов использовали мнение местных жителей, 34 % - визуальный вид дворовой территории, а 21% ориентировались на мнение специалистов (ГБУ "Жилищник", управляющих компаний, управ районов, ОАТИ). 88% муниципальных парламентариев считают, что для подготовки документации обязательно нужно разрабатывать проект благоустройства двора с его визуализацией (в данный момент депутаты просто согласовывают виды работ и объем их финансирования). При этом только 61% депутатов принимали участие в работе комиссий, осуществляющих контроль за производством работ по капитальному ремонту многоквартирных домов. А в качестве критерия для оценки качества выполнения работ 35% ориентировались на мнение местных жителей, 33% - на визуальный вид многоквартирного дома, 26% депутатов на мнение специалистов (ГУ ИС или ГБУ «Жилищник», управляющая компания, управа района, Мосжилинспекция).
В рассмотрении вопроса перевода жилых помещений в нежилые в многоквартирных жилых домах на заседании Совета депутатов принимало участие 74% опрошенных, а в качестве критерия оценки необходимости согласования перевода жилых помещений в нежилые в многоквартирном жилом доме использовали 39% мнение собственников многоквартирного жилого дома, 31 % целесообразность размещения нового объекта потребительской инфраструктуры в целом для жителей района и 20% формальное соответствие документов, представленных на рассмотрение, нормам законодательства РФ.
По каждому из разделов сформулированы выводы и рекомендации: так по вопросам благоустройства авторы доклада считают, что многие проправительствено настроенные муниципальные депутаты «достаточно формально относятся к исполнению государственных полномочий и в недостаточной степени лично вовлечены в процесс контроля за реализацией этих работ». Депутаты не обладают «должной квалификацией» и поэтому им требуются образовательные семинары и помощь профильных специалистов. В сфере капитального ремонта они просят Правительство Москвы сохранить им контрольные полномочия после введения региональной системы капитального ремонта (с 2015 года Правительство Москвы фактически останавливает бюджетное финансирование программы выборочного капитального ремонта, теперь любые ремонты будут производиться за счет собственников квартир). Полномочия по согласованию перевода помещений из жилого фонда в нежилой авторы документа называют «коррупционным» и просят изменить регламент взаимодействия Департамента городского имущества города с муниципальными депутатами и уточнить их полномочия.
Презентация доклада намечена на 16 декабря.
Комментарии